Наталья Власова: Воспитание стиля
Есть мнение, что стиль не поддаётся определению, он как чувство юмора или ритма, что стиль - это нечто... неуловимое, загадочное... И вообще, почему вокруг стиля возникает столько жарких споров. Зачем он нужен и что это: весомая грань личности или средство достижения жизненного успеха. На эти вопросы отвечает доктор искусствоведения, профессор петербуржской Академии художеств имени К. Брюллова, генеральный директор ООО «Центр индустрии красоты» Наталья Власова.
Мода проходит, а стиль остается
В индустрии моды отношение к стилю неоднозначно. Одни считают, что это врожденное качество, как хвост у животного либо он есть, либо его нет; другие придерживаются иного мнения – чувство стиля может быть приобретенным. На мой взгляд, правы и те и другие. Если у родителей нет чувства стиля, не стоит паниковать, его можно воспитать.
В первую очередь нужно научить ребенка адекватно относиться к самому себе, своим достоинствам и недостаткам. Нужно всегда помнить, что достоинств, как правило, больше, нужно только умело их подчеркнуть. Это является своеобразной профилактикой комплексов у детей и подростков.
Мне лично «помогла» со знаком минус, моя мама, которая меня всегда критиковала. Бабушка была мудрее, она, наоборот, старалась меня поощрить, направляла, иногда давала замечательные советы, которым я до сих пор следую. Замечательно, когда ребенок воспитывается на примере родителей. Помните, как у классика: «Мам, под какое декольте шею мыть?». Ребенок впитывает, как губка, все, что видит. Если родители стремятся воспитать в своем ребенке чувство стиля, можно записать его на специализированные курсы, там он получит комплекс знаний в области стиля, моды и красоты, как теоретические, так и практические. Подобные программы существуют как для взрослых, так и для детей. К примеру, всевозможные детские модельные школы.
Но, конечно же, воспитание стиля в ребенке начинается в семье. И должно поддерживаться в учебных заведениях. Однако в школах сейчас такого курса нет. Ни этикета, ни отношений. И очень жаль! Потому что, если чего-то не дает семья и школа, это дает двор. Последствия дворового воспитания у нас перед глазами. Всевозможные эмо, готы, панки и прочее – это все продукты дворового стиля. А ведь в царской России в рамках курса воспитания благородных девиц, в гимназиях обучали этикету, умению двигаться, одеваться, стилю, а в старших группах даже искусству макияжа.
Говоря о стиле, ни в коем случае не стоит путать его с чувством вкуса, сугубо субъективным параметром, и, тем более, с модой. Как говорила легендарная Коко Шанель: «Мода, что бабочка, прилетела и улетела, а стиль остается с человеком навсегда».
Стиль как средство…
На мой взгляд, сегодня ни в коем случае не стоит разделять значение стиля.
Прежде всего, потому, что это широкое понятие. Персональный стиль заключает в себе сведение воедино внешности, вкуса, моды, которая сейчас достаточно демократична с личностными и профессиональными намерениями.Согласитесь, студентка с головы до ног в классике выглядит также неуместно, как банковская служащая стиле милитари или панк.
Но нельзя рассматривать стиль только как средство достижения профессиональных целей. Скорее всего – это некий гармонический комплекс, суть которого замечательно отражена у А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно. И лицо, и одежда, и душа, и мысли». В жизни нас воспринимают с вербальной и невербальной позиции. Нередки случаи, когда прекрасная особа в изумительном «прикиде», открывает рот и все очарование моментально испаряется. Занимаясь со своими учащимися, я, перефразируя известную поговорку, говорю: «Встречают по одежке, а до ума дело может и не дойти». И здесь, как раз, огромную роль играет чувство стиля, которое проявляется не только в манере одеваться и накладывать макияж. Стиль – это совокупность внутреннего содержания и его внешних проявлений. Когда гармония достигнута, и человек находится в состоянии равновесия с собой и окружающим миром, тогда можно смело рассчитывать на успех, как в карьере, так и в личной жизни.
Как воспитать чувство стиля у ребенка
Ничего ниоткуда не берется. Начните с себя. Приобретите и проштудируйте специальную литературу, благо ее сейчас производится великое множество. Обратитесь к классикам стиля. Но помните, что самый мощный эффект может дать лишь тесный контакт со специалистом в этой области. И, конечно же, практические занятия.
Желательно определить ребенка в специальную школу, так как во всем необходима система.
В программу обучения входит:
1. Этикет. Человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него, не может оградить себя от общепринятых правил поведения.
2. Психология. Тесты, тренинги, способствующие формированию уверенности в себе, избавляющие от комплексов.
3. Хореография. Это важно и для девочек, и для мальчиков. Как выгодно выглядят дети, занимающиеся или занимавшиеся танцами. Манеры, осанка, грация, умение держать спину. В маленькой девочке просыпается леди, в мальчике – джентльмен.
4. По достижению двенадцати лет девочек необходимо обучать правилам визажа. Стиль, одежда, прическа, макияж – это совокупность приемов. Главное, чтобы выбор был сделан в соответствии со своей индивидуальностью.
Каждый человек имеет свой цветометрический тип: зима, лето, весна, осень.
Холодный тип – зима, лето; теплый тип: весна, осень. В соответствии с этим выбирается цвет волос, одежды, макияж. Холодный тип категорически не принимает теплые цвета: оранжевый, золото. Теплый тип не совместим с серебром и т.д. Для достижения гармонии восприятия необходимо соответствие типа и цветовой гаммы. Однако следует заметить, что желтый может быть и теплым и холодным, например желтое золото – теплый, желтый лимон – холодный. Красный цвет тоже неоднозначен: красный томат – теплый, красная брусника – холодный. Знание этих принципов тоже входит в программу обучения стилю.
Стиль намного более широкое понятие, чем мода и включает в себя черты характера, род деятельности, возраст, современные модные тенденции, и, конечно же, собственную индивидуальность.
Родители всегда должны помнить, что привитие ребенку чувства вкуса зависит, прежде всего, от них. Не боюсь повториться, но если не воспитают родители, воспитает улица. Хорошо, если со знаком плюс, а если со знаком минус?
Марина Князева