Дочки-матери
Они глядят на мир широко раскрытыми глазами, излучая внутренний свет, тепло и некую тайну, известную только им.
Сестры Галина и Ольга Ядринцевы – яркие представители художественной династии, глава которой Заслуженный скульптор России, член Союза художников Российской Федерации, член Творческого Союза художников России Ядринцев Леонард Тимофеевич.
У нас в гостях младшая из сестер – Ольга Ядринцева и ее дочь Ангелина. Алинка - так нежно называют ее в семье - конечно же, вовлечена в творческий процесс. В такой семье просто невозможно не приобщиться к искусству.
- Алина, что тебе наиболее близко: гобелены, батик, бисер, глина?
- Мне пока выбрать достаточно тяжело. Мама – график, дедушка – скульптор, бабушка была замечательной портнихой, тетя Галя занимается керамикой и дизайном. Поэтому меня привлекают разные материалы и техники. Сильных предпочтений к чему-то нет, я в поиске. Люблю делать кукол, но это длительный процесс, интереснее сразу увидеть результат, поэтому нравится батик и бисер. Мне нужно делать спринтерские работы, чтобы быстро.
- Ольга, а что для тебя творчество, какую часть души ты в нем воплощаешь?
- Самую сокровенную, что-то свыше, это даже не объяснить. Когда работаю, то рисую объект в разных ракурсах, это я называю «крутить лошадей», и когда их рисуешь, создается такое ощущение, будто подключаешься к некой космической силе, и тут рождаются идеи.
Меня больше привлекает графика. Потому что за счет одной линии можно дать и объем, и мысль, и идею, и форму, и содержание, и ощущение, и мировоззрение, и много–много еще можно туда вложить.
- Твои любимые графические работы, будь то книга, или картина, какие тебе наиболее удались, по душе, по сердцу, по космосу?
- Я работаю с издательством «Центрполиграф» Москва. И самая сложная работа по оформлению книг, а их у меня уже более шестидесяти – это афоризмы Макиавелли. Автор близкий по духу, и, несмотря на то, что он создавал свои сентенции в шестнадцатом веке, его высказывания настолько современны, что и сейчас у всех на слуху. Наверное, самые известные из них: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным» или «Самая легкая дорога – по лестнице вниз».
Я обычно прочитываю книгу и оставляю ее недели на две, пока у меня в голове все укладывается по сюжетам, по образам, затем только начинаю работать. А здесь просто тупик. Пытаюсь что-то изобразить, работать. Телевизор мурлычет на заднем плане. И начинается передача, про комедию дель арте, это вид итальянского народного(площадного) театра времен Макиавелли, где развенчивались политиканы и другие социальные явления того времени, доступным народу языком. И у меня работа пошла, возникли образы, то есть книга родилась, и я ее сделала даже раньше срока.
- У тебя не было такого ощущения, что тебе это послали?
- Было, у меня всегда так бывает. Образы можно увидеть везде. Или предвосхитить их. Это настолько спонтанно. У меня на протяжении нескольких лет возникал мужской образ, который я использовала в творчестве, потом я увидела этого человека, это мой второй муж. Я его увидела сердцем еще до того, как увидела глазами и нарисовала, еще не зная его.
- Как Алина помогает, дает ли толчки к творчеству?
- Алинка всегда со мной, на всяческих ярмарках, выставках, фестивалях. Ей в силу характера легко удается вклиниться во взрослую, художественную среду, и я могу с ней общаться как с подругой. У нее достаточно взрослый взгляд на жизнь. Я с детства вела такую политику, чтобы отношения были дружеские, доверительные.
И, прежде всего, я делюсь с Алиной своими планами, творческими замыслами. Ей это очень интересно. Первый вопрос, которым меня встречает дочь, когда я возвращаюсь из мастерской: как дела на работе, что нового? И тут меня, как Остапа, начинает нести.
- Каким ты видишь будущее своей дочери?
- Будущее она выберет сама. Насиловать не собираюсь ни в коем случае. Приму все, что она выберет. Направлять не имеет смысла, любой ребенок – это маленький взрослый человек, зачем ломать с детства. Единственное, что хотела бы пожелать, чтобы она не повторяла моих ошибок, о которых знает. Пусть прислушивается к себе, ее сердечко всегда указывает верный путь.
- Как ты думаешь, будет она художницей?
- Я не совсем желала бы этого. Потому что путь художника достаточно тернистый. Даже я, имея уже достаточно заслуг и регалий, творю и не знаю, не потерплю ли фиаско. Наверное, мне хотелось, чтобы ее жизнь сложилась легче. Может быть, она выберет профессию, совсем не связанную с творчеством. Но, думаю, для нее неизгладимым впечатлением останется семейная традиция.
Я сама получила двойной дар родителей: с одной стороны, они генетически наделили меня талантом, а с другой всячески продвигали, давали ему развиться. Родители видели мой талант, они всегда отправляли мои работы на разные конкурсы и фестивали, где я брала призы, медали. Папа холил и лелеял, но был очень требовательный, и самая большая похвала – поцелуй в макушку. Только в тридцать лет, когда состоялась моя персональная выставка, папа вышел и сказал: «Наконец–то ты состоялась, как художник!»
- Как рассмотреть способности ребенка, как их развивать, направлять?
Нужно чувствовать своего ребенка и главное, не навредить, не перегнуть палку. Мы не должны стремиться к тому, чтобы реализовывать свои амбиции. Нужно дать ребенку свободу захотеть чего–то самому. Не дарите ребенку тех игрушек, которых в детстве не видели. Купите ту игрушку, которую он хочет.