«Скажи, мама, а где живет Бог?»
Религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать ему о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог.
Гилберт Честертон, английский писатель
Тема религиозного воспитания детей – тема важная и интересная. И не совсем однозначная: ни для кого не секрет, что в поголовном большинстве своем современное общество – люди мирские, чье общение с Богом, в лучшем случае, ограничивается «бытовым православием» – приготовлением кулича и крашеных яиц на Пасху да застольем на Рождество. Что до более серьезных материй, то они вызывают чувства разные – в том числе, настороженность и даже неприятие. Трудно назвать одну-единственную причину подобного отношения, но без исторических катаклизмов, вновь и вновь сотрясавших нашу страну в течение последнего столетия, надо думать, не обошлось.
Однако все потихоньку встает на свои места – спустя десятилетия вернулись кресты на зазолотившиеся купола церквей, и снова поплыл над Нижним колокольный звон. И наши дети – дети другого времени – относятся к религии совсем иначе, чем мы, они неустанно бомбардируют нас вопросами: «Мама, а кто такой Бог? А как он создал Землю? А что – он все-все с неба видит? Мама, а как поставить свечку? А зачем? А кому? А что такое молитва?..»
Как и что ответить ребенку, нужно ли отвечать вообще, кто должен это сделать – с этими вопросами мы пришли к преподавателю Нижегородской духовной семинарии отцу Василию Спирину.
Воспитание собственным примером
– Вопрос очень непростой: с одной стороны, в том, как и что отвечать ребенку, нет никаких правил. С другой стороны, в Церковном Предании тема воспитания детей представлена очень слабо, что, в общем, вполне объяснимо, поскольку святые отцы были монахами, далекими от семейной темы. В христианском богословии семейная тема начала остро осознаваться только в последнее время, и как результат в Церкви появилось такое направление, как православная педагогика, созданная с учетом церковного опыта и церковной мысли. Однако, беря ее на вооружение, все же не стоит забывать, что, как и любая наука, она является некой абстракцией. Поэтому, ознакомившись со специальной литературой, родители должны подойти к своему ребенку индивидуально. Никаких жестких правил нет и быть не может.
Другой момент, что в научении человека христианскому образу жизни важную роль играет не столько слово, сколько личный пример. Это, кстати, касается не только детей, но и взрослых: если проповедник говорит о Христе, но ведет себя не по–христиански, его проповедь никогда не достигнет своей цели. Если же человек приходит просто как праведник и ничего не проповедует – просто праведно себя ведет, то уже одним этим он будет привлекать огромное количество людей. Ему не нужно выходить на площади – он будет жить, молиться, а христианская культура вокруг него возникнет сама собой.
В отношении детей личный пример является самым действенным. Ребенок смотрит на Вас, на то, какое место в Вашей жизни занимает религия, и копирует Ваши действия, Ваше отношение. Изначально существует любопытство, однако если это никак не поддерживается родителями, которые мало что смыслят в религии, то и интерес ребенка тоже постепенно угаснет.
Если же Вы регулярно ходите в церковь, берете туда своего малыша, научили его крестному знамению; если ребенок с самого что ни на есть бессознательного возраста носит крестик, то все это станет пусть внешними, но, тем не менее, самыми настоящими кирпичиками его будущего религиозного сознания.
Если мне будет позволено высказать мое личное мнение, то ребенка нужно воспитать даже не столько глубоко верующим человеком, сколько человеком порядочным, добрым и открытым. А эти качества обязательно предполагают религиозное отношение к миру.
Первичное и вторичное
В любом научении, если мы хотим, чтобы оно достигло своей цели, необходимо полностью исключить навязывание, насилие любого рода. Хотя, пожалуй, в религии добровольность еще более принципиальный момент: если ребенок, скажем, не желает учиться математике, ему все равно придется учить и арифметику, и алгебру с геометрией, какие бы чувства он при этом ни испытывал. В отношении религии такой подход недопустим – навязывание способно отбить интерес на всю оставшуюся жизнь.
Если говорить о возрасте, с которого можно начинать беседовать с ребенком на подобные темы, то, пожалуй, даже сам для себя я не могу назвать единственно правильную цифру – каждый ребенок индивидуален. Как мы уже говорили, в раннем детстве дети очень религиозны, и на этой первичной религиозности, на этом горячем интересе ко всему таинственному и мистическому основана и вера в сказки и Деда Мороза. Для самых маленьких библейские истории ничем не отличаются от «Волшебника Изумрудного города», и никакой возможности объяснить малышу, где сказка, а где история, касающаяся отношений человека и Бога, не существует. Но если Ваши сын или дочь будут считать, что «там, наверху, есть Боженька, которому можно помолиться», этого на первых порах более чем достаточно.
Равно как и потом, уже в школьные годы, важнее, чтобы ребенок усвоил не богословские теории, а нравственные образцы и идеалы, христианские и общечеловеческие основы, к которым надо стремиться, – отношение к друзьям и близким, умение прощать обиды, уступать, быть почтительным со старшими, помогать младшим и тем, кто слабее. Первично именно это.
Место, где ответят на вопросы
Иногда ситуация складывается таким образом, что родителю просто не хватает знаний, чтобы ответить на вопрос ребенка. Конечно, все в первую очередь зависит от того, есть ли желание отвечать в принципе, готовы ли Вы вместе с ребенком искать ответы в соответствующей литературе. В том случае, если желание не совпадает с возможностями, хочу предложить Вам другой выход: отвести ребенка в одну из имеющихся в Нижнем Новгороде воскресных школ.
Существуют они при каждой церкви и принимают учеников, как следует из названия, по выходным – во вторую половину субботы и днем по воскресеньям. Несмотря на то что там есть уроки, воскресная школа не похожа на школу традиционную, тяготея не к обучению, а к творчеству. При некоторых воскресных школах функционируют кружки и творческие мастерские: народное и церковное пение, кукольные театры, группы изучения иностранных языков, даже школы танцев.
Иными словами, это полноценное досуговое заведение для младших школьников, где можно провести несколько часов в выходной день – попеть, помастерить, а также изучить церковный календарь, на котором основаны все наши русские народные традиции. Тем самым ребенок получает шанс приобщиться к русской национальной культуре, наполненной христианскими мотивами, ведь былины, сказки, исторические песни – это колоссальный ее пласт. Например, изучение церковнославянского языка дает возможность лучше понять русский язык и обогащает лексический запас, делая близкой поэзию прошлых веков: и Державин, и Пушкин использовали высокопарные, архаические слова, которые современному человеку понятны только со словарем.
Кроме того, воскресные школы обязательно организуют интересные паломнические поездки для детей – например, по монастырям, куда вряд ли можно отправиться с классом школы общеобразовательной.
Выбираем воскресную школу
Осенью происходит формирование групп, поэтому сейчас самое время узнавать и спрашивать. Не поленитесь сходить в разные места, посмотреть, что и где предлагается – Вы непременно сможете найти что–то интересное и полезное для Вашего ребенка.
Обратите внимание, что воскресные школы при крупных храмах имеют свои особенности. Группы, как правило, большие, и, соответственно, система тяготеет к поурочной. При маленьких храмах группы маленькие, часто разновозрастные, и у педагогов имеется возможность работать в более тесном контакте с детьми. Там царит неформальная атмосфера, больше играют, рисуют, общаются, устраивают чаепития, занимаются инсценировками пьес. Иногда заходит священник – что–то рассказывает, отвечает на вопросы... Мне кажется, что это оптимальный вариант для ребенка дошкольного возраста.
В том случае, если интерес с возрастом усиливается, существуют воскресные школы и для подростков, где изучают православный катехизис и церковную историю.
Хотелось бы отдельно подчеркнуть, что не нужно бояться задавать вопросы и избегать церкви только потому, что Вы чего-то не знаете. Я лично знаком с большим количеством родителей, которые, сами в храм не ходят, но решили, что их сыну или дочери будет полезно посещать воскресную школу. А через это постепенно и сами приобщились к церковной жизни, кто больше, кто меньше.
И в заключении хочу сказать, что даже если ребенок не вырастет человеком религиозным в строгом смысле этого слова – не страшно, так как у каждого свой путь. Религиозное воспитание уже состоялось, если Вам – всем нам – удалось привить ему знание о высших ценностях, таких как любовь, доверие и прощение…