Денис Мацуев: от первого лица
Среди музыкантов, исполняющих классическую музыку, Денис Мацуев занимает особое место. Баловень судьбы, любимчик российской публики, сибирский вундеркинд, приехавший в 15 лет в Москву покорять высоты музыкального олимпа, всемирно известный музыкант, входящий в список миллионеров по версии журнала «Форбс». И при этом очень скромный и обаятельный человек, который с большим увлечением говорит о музыке и не только.
О жене и любовнице
О жене и любовнице
Я родился в музыкальной семье с богатыми традициями: все бабушки и дедушки играли на разных музыкальных инструментах и любили петь, отец – пианист и композитор, мама – пианист и преподаватель в музыкальной школе. Поэтому меня рано начали учить игре на фортепиано, тем более что способности были. И хотя любовь к классической музыке – главная в моей жизни, позднее я страстно влюбился в джаз и периодически выступаю с известными джазовыми музыкантами. Классика – моя жена, а джаз – любовница. Одно из главных его притягательных свойств для меня – импровизация. Без нее я вообще не представляю себе жизни, в том числе бытовой, повседневной. Считаю, что человек, обладающий чувством импровизации, полнее ощущает жизнь. И я не согласен с тем мнением, что хорошая импровизация должна быть хорошо подготовлена. Свои импровизации – в джазовом стиле или стиле неких фантазий – я часто исполняю на бис. Это отдельная история, это, как правило, третье отделение концерта.
О Рахманинове и сигаретах
Я не являюсь заядлым курильщиком, могу выкурить от скуки сигарету в день. И вот однажды ко мне подошел после концерта внук Рахманинова Александр и сказал: «Если ты бросишь курить, я подарю тебе ноты одного произведения Рахманинова, которое среди прочих хранилось в его архиве и до сих пор не исполнялось». Конечно, я пообещал больше не курить. Рахманинов для меня занимает главное место в ряду великих людей. Конечно, это и Рихтер, и Гилельс, и Горовиц, и Клиберн, и Микеланджели, но Рахманинов стоит особняком. Все уходят, а он остается. Он со мной по жизни – его музыка, его записи для меня все. Не знаю, кто еще в XX веке был так же одинаково велик в трех ипостасях – пианист, дирижер, композитор. Мне посчастливилось плодотворно сотрудничать с фондом им. С. В. Рахманинова, который возглавляет его внук. Результатом сотрудничества стал новый альбом с неизвестными до этого времени работами Рахманинова, которые были записаны на рояле композитора в его доме на вилле «Сенар» в Люцерне. И сегодня цикл программ «Неизвестный Рахманинов» в рамках моих сольных выступлений чрезвычайно востребован как в России, так и за рубежом.
Любовь к Нижнему
Для меня Нижний Новгород – не простая точка на карте. Каждый год я начинаю свое Большое волжское турне именно с вашего города. Многие знают о вашей богатой, насыщенной культурной жизни, которую организует уникальная женщина – директор филармонии Ольга Николаевна Томина. Я обожаю лето, Волгу, потрясающие русские города, которые стоят на этой реке. Вообще для меня каждый концерт в России – огромная радость и испытание. Я даже специально организовал музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале», чтобы раз в год неделю побыть в своем родном городе Иркутске, потому что для меня отдых – именно там. Я обожаю баню, сибирскую, по-черному, с веником, а после этого нырнуть в Байкал. Слава Богу, что у меня есть такая возможность.
О таланте
Для меня поддержка юных талантов – не формальность. Я сам когда-то приехал в Москву из Иркутска благодаря фонду «Новые имена», который стал для меня и моего поколения настоящей семьей. Если бы не поддержка тех людей, которые трудятся в этом фонде, неизвестно, как бы сложилась наша жизнь. Представьте, какое безвременье было 20 лет назад в нашей стране! Со всего Советского Союза талантливые дети приезжали в Москву, впереди – полная неизвестность, и только поддержка фонда помогла нам состояться. Покупка инструментов, летняя творческая школа в Суздале, постоянные поездки с выступлениями и практика на сцене, а самое главное – среда, в которой мы обитали, общение с профессурой, талантливыми детьми своего же возраста – все это очень сильно помогло. Сегодня я возглавляю фонд «Новые имена» и стараюсь оказывать такую же поддержку талантливым детям, которая когда-то была оказана нам. И вообще всегда участвую в благотворительных проектах, когда меня об этом просят. Бываю в детских домах, ведь это трагедия для ребенка – остаться без семьи. Для талантливых детей мы учреждаем стипендии, покупаем инструменты. В рамках фестивалей постоянно проводим отбор талантливых детей во многих городах и не перестаем удивляться, какая у нас все-таки уникальная страна. Посмотрите на результаты международных конкурсов – там в большинстве случаев побеждают русские. И даже если побеждают иностранцы, у них чаще всего русские педагоги. Наша школа – одна из самых выдающихся и потрясающих в мире, и педагогическая, и исполнительская.
Роман с публикой
Могу сказать, что мой роман с публикой произошел как не сразу. Во многих городах мне приходилось выступать почти бесплатно, без гонораров, чтобы моя публика, в основном небогатая, попадала на концерты. Я дорожу своей публикой, которая слушала меня 15 лет назад. Для меня это очень важно – она меня тоже воспитала. И я надеюсь, что у нас роман на долгие годы. Кстати, не всегда внешний успех у публики свидетельствует об успешности концерта – ты можешь чувствовать после шквальных аплодисментов, что концерт не случился. И конечно, не каждый из 160 концертов в году вызывает у меня полное удовлетворение. Но я стараюсь, чтобы та химия, которая бывает при контакте с публикой, чувство полета не покидали меня. Очень сложно объяснить словами, что происходит на концерте – контакт с публикой, концертная атмосфера, электризация зала, химия, при которой все получается. Прошлогодний сезон для меня был незаурядным. Я сыграл практически со всеми великими оркестрами мира. Это четыре лондонских – симфонический, филармонический, Лондонская филармония и оркестр Би-Би-Си, а также чикагский и берлинский.
О футболе
С детства я обожаю футбол – и сам играю с детства, и люблю смотреть спортивные матчи. Когда мои родители решили переехать в Москву, чтобы я имел возможность учиться в столичных музыкальных школах, я долго сопротивлялся. Главным аргументом было нежелание бросать свою дворовую футбольную команду. Но родители мне сказали: «Ты же сможешь в Москве ходить на матчи любимых команд!» И это меня убедило. Мы периодически устраиваем дружеские матчи с коллегами, а однажды мне довелось поработать на футбольном поле в манишке фотокорреспондента. Это было в то время, когда у нас работал Гус Хиддинк, с которым мы стали большими друзьями, он ходил на мои концерты, а я – на матчи сборной России. Я очень расстроился, когда наша сборная не вышла в финал чемпионата мира в 2010 году, и даже отменил гастроли в ЮАР из-за этого. И меня очень сильно возмущает общественная реакция на неудачи наших спортсменов: как вчерашние триумфаторы, проигравшие один матч, становятся чуть ли не изгоями. Мне это настолько обидно и неприятно, как мы легко обижаем людей! Мы всегда были такими добрыми, а сейчас доброта куда-то ушла. Я говорю не только о Хиддинке, но и о ситуации с Вячеславом Быковом после Зимней олимпиады по хоккею 2010 года. Это спорт, любая команда может проиграть.
Придет ли кризис?
Мне часто задают вопрос: ну когда же у вас будет творческий кризис? Я и сам жду его, но он никак не приходит. Если придет, я обязательно всем скажу. Понятно, что в таком жестком графике всю жизнь невозможно находиться. У каждого музыканта бывает своя кульминация карьеры, игры, жизни: у кого-то в 20 лет, у кого-то в 80. Я бы очень не хотел, чтобы нынешний период жизни стал моей кульминацией. Я в это не верю, я чувствую в себе большие силы. У меня огромный репертуар, я его расширяю, хотя близкие люди мне говорят, что не стоит так растрачиваться. Я играю романтическую музыку, и ее нужно играть именно тогда, когда можешь, – технически, физически, всей душой. Я нахожусь сейчас в таком возрасте, когда могу это делать.
Беседовала Светлана Высоцкая