Не хочу учиться!

Нежелание учиться и проблемы в школе - одна из самых частых причин конфликтов между родителями и ребёнком. Это касается семей и с кровными, и с приёмными детьми. Нередко люди, сами кое-как учившиеся в школе, став родителями, требуют от своих детей хороших оценок и соблюдения дисциплины. То есть, ценность образования нередко осознаётся с возрастом. Как сделать так, чтобы ребёнок не слишком поздно понял, зачем учиться в школе и возможно ли это? Какие особенности следует учесть родителям приёмных детей? Рассказывает Наталья Ивановна Вакула, заведующая отделением психолого-педагогической помощи центра «Журавушка».

К сожалению, сейчас не все дети с большим интересом идут в первый класс. И связано это, как ни странно, с тем, что родители начинают готовить ребенка к школе чуть ли не с рождения, забывая, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – взаимодействие с мамой и игра. К школе следует начать подготовку лет с пяти, потихоньку вовлекая в учебный процесс. Ребёнок в три года может удерживать внимание 7-10 минут. Более длительные занятия, занятия без учёта возможностей ребёнка в конкретном возрасте могут снизить интерес к учёбе.

Вообще, интерес к познавательной деятельности формируется, как только ребёнок начинает интересоваться окружающим миром. Родитель должен увлечь, показать, как это здорово, как прекрасен и интересен мир вокруг нас. Не стоит говорить длинными фразами или вести долгие беседы. Отвечайте на поставленный вопрос ребёнка. Длинные ответы с формулировкой логических цепочек приводят к тому, что ребёнок теряет нить разговора и забывает, что его интересовало. Родители же обижаются, что малыш не дослушал ответ на свой вопрос, что тоже приводит к негативным эмоциям. Всегда следите за реакцией малыша, понял ли он ответ. Если ему интересно дальше, он сам задаст наводящие вопросы. Старайтесь держать глаза на одном уровне с глазами ребёнка.

У детей из сиротских учреждений, безусловно, есть особенности в плане формирования интереса к учебной и познавательной деятельности. Важно помнить, что дети начинают развиваться с младенчества, когда мама покачивает их на руках, разговаривает с ними. Это благоприятно сказывается на формировании интеллекта. Дети-сироты, конечно, другие. Если ребёнок с младенчества попал в дом малютки, то он лежит в своей кроватке, к нему редко подходят. Появляется синдром госпитализма. Персонал следит в основном за тем, чтобы дети были сытые, чистые и сухие. Взрослые вокруг такого ребёнка постоянно меняются. Всё это негативно сказывается на развитии малыша.

Если ребёнок попал в сиротское учреждение в четыре, пять, шесть лет и так далее, то он испытывает огромную травму. И говорить о каком-то развитии в этот момент невозможно. Ребёнок замыкается в себе, проживает утрату, все стадии, которые необходимо прожить: шок, боль потери, гнев, обида, чувство вины… Это длится два года и больше. Задача психики ребёнка – справиться с потерей, ему невозможно в этот момент быть увлечённым чем-то ещё. Если ребёнка берут в семью, ему необходимо привыкнуть к новым людям. Не меньше года уйдёт на адаптацию. В этот период подготовить к школе его невозможно, можно только понемногу заинтересовывать. Если ребенок попадает в новую семью в тот момент, когда ему нужно идти в школу, лучше перейти на индивидуальное обучение. Как правило, на один учебный год, пока ребёнок не привыкнет к новым условиям жизни и не будет готов к общению в школе, в классе. Одновременно привыкнуть и к семье, и к школе – непосильная задача.

Сейчас практически при каждой школе действуют курсы для будущих первоклассников. В этом есть свои плюсы и минусы. Главный минус, на мой взгляд, – то, что теряется интрига. Современная школа предъявляет требования к первоклассникам: уметь читать, знать цифры, освоить начала письма желательно ещё до школы. Родители, отправляя ребёнка в первый класс, хотят, чтобы их ребёнок был не хуже других. В результате то время, которое ребёнок должен потратить на игру в дошкольном возрасте, он тратит на обучение. Потом же, уже в школе, он компенсирует это - играет на уроках. Знакомство со школой – это одно, заставлять же, «натаскивать» - совсем другое. Вспомните игру в школу! Играйте все вместе! Сейчас так мало играют с детьми, а это очень важно. Это и будет лучшей подготовкой. Сейчас вы - учитель, малыш - ученик, потом поменялись.

В детях заложено очень много способностей, главное это заметить и развить. Взаимодействие мамы и малыша с самого рождения, первые игры с ладошками, ходьба по различным поверхностям – всё это очень важно. Рассказывайте, пойте, улыбайтесь ребёнку – так закладывается эмоциональное и интеллектуальное развитие. Изначально ребёнок познаёт мир через значимого взрослого. Поэтому у детей-сирот познавательный интерес снижен. Совсем с маленькими детишками общаются люди в белых халатах и масках – малыши даже лиц толком не видят, не то что выражение лица. При тесном контакте мамы с ребёнком, когда он видит то улыбку на лице мамы, то её недовольство, малыш учится различать реакции взрослого на собственные действия и на происходящее вокруг. Наверстать упущенное для ребёнка-сироты можно, но необходимо больше сил, труда, терпения. Если приёмные родители это понимают и готовы вложить всю свою любовь, то со временем недостаток тепла и общения в начале жизни может быть компенсирован. Любовь сильнее всего. Если любить и принимать детей – кровных ли, приёмных ли – они будут тянуться к взрослому и стараться для него.

Все дети восприимчивы к критике со стороны взрослых. Если в семье ребёнка унижают, пусть неосознанно, постоянно указывают на его недостатки и неудачи, если ему не привили положительное отношение к себе, он уже пойдёт в школу с заниженной самооценкой. Большую роль играет взаимодействие с учителем, тем более, если ребёнка недавно взяли из детского дома.

В начальных классах педагог является авторитетом. Если он включён в проблему, знает об особенностях ребёнка, не даст другим детям насмехаться – конечно, это непозволительно по отношению к любому ребёнку, но для детей-сирот это особенно важно, потому что они изначально считают себя хуже других – то поведение ученика постепенно выровняется. Ребёнок может не хотеть учиться, потому что сразу уверен в том, что он глупый, у него ничего не получится. Приёмным родителям следует заранее поговорить с учителем в школе, хотя у таких семей есть право на конфиденциальность, и решать им самим. Взаимное доверие с педагогом пойдёт на пользу всем. Говорить же или нет в классе, одноклассникам и их родителям – в каждом случае решается индивидуально. Наверное, не обязательно это афишировать, рассказать или нет, решит сам ребёнок в зависимости от того, насколько доверительные отношения сложатся с одноклассниками.

Мотивация к учёбе закладывается в начальной школе. В старших классах она снижается, и это нормально, потому что появляется другая ведущая деятельность – общение со сверстниками. Важно ребёнка максимально заинтересовать в самом начале обучения, чтобы в первом классе было здорово учиться, дать ему заряд на все годы школы! В начальной школе обязательно нужно помогать делать уроки. Не делать за него, но поддерживать и откликаться на просьбы о помощи. Нервная атмосфера в семье, раздражение в ответ на просьбу ребёнка помочь с домашним заданием, формирует негативное отношение школьника к учёбе. Задача родителей – создать вокруг учебы позитивную атмосферу.

После 5-6 класса ребёнок обычно справляется сам и просто показывает родителям домашнюю работу. Усложняются предметы, и родители далеко не всегда могут помочь с химией, биологией и так далее. В старших классах школьники могут перестать даже показывать свои работы, проявляется стремление к самостоятельности. Проверять ли задания в старших классах, решается в каждой семье индивидуально и избирательно, потому что, как правило, есть предметы, которые нравятся ученику и не вызывают проблем, а есть нелюбимые уроки. Домашние задания по этим предметам можно контролировать чаще. Очень часто любовь или нелюбовь к тому или иному школьному предмету связана с личностью преподавателя.

В школе очень сильна система «ярлыков» - отличник, хорошист, троечник - и очень трудно затем сломать сложившийся стереотип, особенно изменить представление о себе в лучшую сторону.

Абсолютное большинство родителей хотят для своих детей только самого лучшего и считают своих детей самыми лучшими. Очень тяжело расставаться с иллюзией, что ребёнок станет звездой в классе. Школа – основное занятие подростка, и воспринимается как первый показатель его успешности или неуспешности. Однако все мы с вами знаем, что оценка – не всегда объективный показатель. Каждый родитель, положа руку на сердце, знает возможности своего ребёнка. И главное, чтобы школьнику было интересно в школе, тогда он возьмёт в будущую жизнь всё, что ему нужно.

Подготовила Анна Перевезенцева по материалам радиоклуба «Растем вместе!» Полная версия эфира по ссылке http://radioobraz.ru/archive/ethers/ne-khochu-uchitsya-khochu-/
31.10.2013 в 01:42 (546) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


29 марта в 16.00 в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского на Большой Покровской состоится концерт-моноспектакль по пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт". Музыка Грига к с...
Дорогие мамуськи! Смотрите в марте видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Первый прик...
Творческий конкурс детских рисунков, рассказов, стихов, поделок, посвященных питомцам страны птиц и зверей под названием «Лимпопо», стартовал 25 февраля в нижегородском зоопарке. И...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика