Современное искусство — современным детям!
Творческое развитие детей — одна из самых любимых тем для обсуждения среди молодых родителей и специалистов по работе с детьми. Педагоги и психологи не устают напоминать нам, что творческий потенциал каждого ребенка очень высок, поэтому важно поддерживать и развивать способности ребенка. Но кроме поощрения личного творчества, не менее важно приобщить ребенка к огромному, разнообразному миру изобразительного искусства. Сложность в том, что произведения изобразительного искусства, особенно современного, не всегда понятны даже взрослым. К счастью, в Нижнем Новгороде есть возможность вместе со своими детьми изучать современную культуру, её образы, законы, направления. О программе центра современного искусства «Арсенал», ориентированной на знакомство детей с художниками ХХ века, рассказывает куратор образовательных программ центра современного искусства Евгения Игнатушко.
- Евгения, «Арсенал» - центр современного искусства. Но сложно понять современное искусство, не зная законов и истории искусства классического. Какую программу занятий предлагает «Арсенал» маленьким посетителям?
- На самом деле всё, что связано с современным искусством, окружено мифами. То, что оно непонятное, пугающее, и нужно быть большим знатоком в области искусства, чтобы понять современные направления, не совсем верно. Современное искусство очень демократично. И как это ни странно, оно очень понятно детям. Иногда даже через понимание детьми и приходит понимание родителями. Наша программа «Арсенал + Семья» включает в себя два больших проекта. Это «Главные герои искусства ХХ века» и «Семейные арт-мастерские». Они помогают родителям и детям разобраться с тем, что же такое современное искусство: каким оно бывает, почему оно такое, чем оно отличается от искусства классического, почему художники пошли своим путем, разрушая какие-то правила и традиции, с чем это связано, как к этому относиться, как это понимать, как об этом говорить - и как, используя уже существующие находки художников, создать свои произведения. Как правило, оказывается, то, что делают современные художники, очень близко детям. Очень часто современные художники обращаются к тому языку и к тем возможностям, которыми владеет ребенок, которые присущи детскому творчеству. Мы разрабатывали нашу программу для детей 5-12 лет. Но часто к нам приходят и с детишками, которым 4, 3, 2,5 годика - мы никому не отказываем, хотя обращаем внимание родителей, на какой возраст ориентирована программа. Но если старший брат приходит со своей маленькой сестренкой, мы на ходу придумываем мастер-класс, который был бы интересен малышке.
- Не возникает ли сложностей с организацией занятий - ведь в пять и в двенадцать лет очень разный уровень развития, разные интересы?
- Сейчас мы пришли к тому, что надо делать разные занятия. То есть, проводить уроки по одной и той же теме для тех, кто помладше и тех, кто постарше отдельно. Пока мы думаем сделать группы от пяти до семи лет - дошкольники, и от семи до двенадцати лет. Хотя, может быть, потом понадобится дополнительная дифференциация. К счастью, программа становится востребованной, и мы планируем открыть больше групп.
- С какого возраста можно начинать говорить с детьми об искусстве?
- Думаю, что с любого! Это очень зависит от интересов родителей. Если мама и папа чем-то сильно увлечены, то их увлечение передается ребенку в довольно раннем возрасте. Дети очень быстро впитывают информацию, схватывают суть сложных явлений и процессов. Сегодняшнее время имеет тех детей, которые должны были родиться. Я иногда просто поражаюсь тому, сколько сегодня маленький ребенок знает! Он в несколько раз больше знает, чем знали мы или наши родители. Я не устаю поражаться возможности детей не только впитывать, но и удерживать в своей голове море информации, и выдавать нужные факты в нужный момент. Не стоит сдерживать детей в их природном любопытстве, в стремлении интересоваться тем, чем интересуются мамы и папы.
- Не возникает ли проблем с терминологией? Приходится ли приспосабливать язык к языку детей, или сразу говорите с ними так, как это принято в среде искусствоведов?
- Нет, конечно, надо делать скидку на возраст. Каждый раз, когда мы употребляем какой-то искусствоведческий термин, мы даем расшифровку, объясняем, что он значит. Пусть даже иногда мы теряем в нюансах, но мы поначалу переводим все термины на «детский» язык. Главное, чтобы ребенок в целом понял, о чем идет речь. Потом он сам начинает легко использовать эти слова в речи, они перестают быть для него чужими и непонятными, и он уже удивительно ловко жонглирует новыми понятиями. В ребенке изначально заложена удивительная восприимчивость к языкам. А современное искусство — это тоже определенный язык. Мы стараемся в игровой манере, ненавязчиво научить этому языку. У ребенка нет языкового барьера, он легко воспринимает этот язык. То, что часто мешает взрослым - они боятся. Ребенок не боится. Он быстро хватает понравившуюся ему идею и начинает её использовать. Иногда приходится лишь подсказывать имена художников и названия произведений.
- Сама программа «Арсенал + Семья» состоит из теоретической и практической части. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
- В программу входят два проекта. И каждый проект состоит из теории и практики. В «Семейных арт-мастерских» теория - это небольшая экскурсия по той выставке, которая сейчас проходит в «Арсенале», причем мы щадим ребенка, проводим это знакомство «маленькими дозами», чтобы подробнее всё разъяснить. После того как ребенок познакомился с художником, с техникой, в которой он работает, мы предлагаем всем переместиться в другое пространство, где уже расставлены столы, подготовлены все необходимые материалы, и переходим к практической части. Во время творческого процесса дети лучше узнают то, как работал тот или иной художник. Причем эта практика делается совместно с родителями, под нашим руководством. И, соответственно, на занятиях «Главные герои искусства ХХ века» мы рассказываем об определенном художнике, о том, что предшествовало его появлению в искусстве, а потом, перемещаясь в пространство практики, мы предлагаем мастер-класс опять же по созданию произведения, но в духе того художника, о котором мы говорили. Дети и родители получают все необходимые инструменты, материалы, методики. Ребенок делает свой собственный проект — иногда вместе с родителями, иногда параллельно с родителями.
- Кто же проводит занятия?
- Пока у нас ведут занятия два человека — это я и моя коллега Ирина Аганина. Я по специальности культуролог, закончила университет им. Лобачевского. Когда я пришла в «Арсенал», я знала только одно - я хочу заниматься современным искусством, и у меня не было мысли, что я буду заниматься с детьми. Позже мы обратили на опыт наших западных коллег. В США каждый уважающий себя центр искусства и музей должен работать с разной публикой, разной аудиторией. Конечно, у каждого возраста есть свои запросы. Отсюда возникла идея заниматься с детьми. Но мы откровенно не знали, как это делать. Возникла необходимость отправить кого-то за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом зарубежных музеев. В 2010 году мне посчастливилось получить стипендию, чтобы поехать в США в город Кливленд в музей современного искусства, который сомасштабен нашему центру и где уже много лет реализуются программы для детей разного возраста. Семь месяцев я жила бок о бок со своими американскими коллегами, я погружалась в то, что они делают, смотрела, как они это делают, я участвовала в различных круглых столах - смотрела, как американские музеи работают с детьми. Постепенно мы стали реализовывать похожие программы в «Арсенале». Программа существует уже полтора года, и сейчас мы выходим на уровень западных музеев, когда любой человек, у которого есть ребенок, знает, что в какую бы субботу он ни пришел, в час дня он обязательно попадёт на детскую программу.
- Насколько регулярно слушатели посещают занятия? Маленькие дети могут заболеть или ещё какие-то непредвиденные обстоятельства могут помешать. Предполагает ли программа непрерывное обучение или же можно два-три занятия пропустить, а потом безболезненно влиться в учебный и творческий процесс?
- Конечно, можно пропустить. Это не школа изобразительного искусства, а скорее клуб по интересам, куда человек приходит, когда у него есть такая возможность, и пропускает, когда нет возможности. Мы всегда стараемся начинать занятие с небольшого повторения, гибко реагировать на ту ситуацию, которую предлагает каждая суббота.
- Центры изучения изобразительного искусства - как детские, так и для взрослых - открываются по всей стране и при музеях, и при выставочных центрах, и даже на других, напрямую не связанных с искусством площадках. Есть ли связь с коллегами, существует ли обмен опытом с другими городами?
- Конечно, без этой связи просто невозможно. Очень важно знать, кто, что и как делает. Один из самых активных и прогрессивных участников на территории современного искусства - московский центр «Гараж», и мы очень рады, что это наши хорошие друзья. Но в основе как наших программ, так и программ «Гаража» всё-таки лежат западные модели, уже проверенные и отработанные. То, что уже известно с точки зрения методики, мы применяем к материалу, который нам предлагает та или иная выставка. После совместного проекта с центром современного искусства «Гараж» у нас и появился цикл «Главные герои искусства ХХ века». Сперва мы хотели уйти от истории, и работать, как Кливлендский музей, только с актуальным искусством. Но сами люди выразили желание знать именно историю искусства ХХ века, и практика. Сделано уже немало. Мы имеем постоянную программу, которой придерживаемся. За время работы прошло много экскурсий и мастер-классов, и мы придерживаемся правила, что с детьми мы работаем исходя из того материала, который на данный момент представлен в «Арсенале». Новая выставка - новая экскурсия - новые мастер-классы. В рамках проекта «Главные герои искусства ХХ века» были у нас разговоры и о Василии Кандинском, и о Казимире Малевиче, и о Марселе Дюшане, и о Поле Сезанне и о многих других, без кого невозможно представить себе культуру прошлого века. Мы объясняем, что откуда взялось. Как тот или иной художник стал именно тем, кем он стал, какой вклад он внёс в изобразительное искусство и как современные художники, которые занимаются актуальным искусством, используют идеи и находки ХХ века.
- Евгения, как, по Вашим наблюдениям, совместное творчество и общее увлечение искусством влияют на отношения в семье?
- Однозначно отношения улучшаются и укрепляются. Эти занятия - ещё один повод для общения с ребенком, мы даем пищу для размышлений. Мы стараемся, - и я надеюсь, что у нас получается, - способствовать тому, чтобы ребенок научился думать. Потому что современное искусство - это искусство, где в первую очередь важна идея, какая-то мысль, которую современный художник в самых разных формах, иногда в самых необычных, хочет донести до другого человека, до зрителя, которому эта идея могла бы показаться интересной, важной и актуальной. Вообще современное искусство — это пространство коммуникации, общения, диалога. Мы как музейные педагоги инициируем диалог между детьми и родителями, мы помогаем его продолжить и потом оставляем родителей и ребенка с таким залогом на будущее.
- На занятиях, во время лекционной части программы, сами ребята только слушают или сами задают вопросы?
- Наша принципиальная позиция, что общение на занятиях должно проходить в формате диалога. Не только мы рассказываем и объясняем, но и нам рассказывают и объясняют. Наши постоянные участники уже к этому привыкли и совершенно не стесняются поднимать руку, задавать вопросы и высказывать своё мнение. Наши юные слушатели иногда поразительным образом интуитивно улавливают то, что хотел сказать художник. Например, мы говорили о Василии Кандинском - художнике, с которого и началось абстрактное искусство, - и наконец перешли к той системе цвета и формы, которую изобрёл Кандинский. У него каждый цвет и каждая форма имели эмоциональное значение, определенный смысл, передавали определенное настроение, и кроме того, различные цвета у него ассоциировались с разными звуками и музыкальными инструментами. И вот, когда мы поговорили и о красном, и о жёлтом, и о зелёном, и о синем, пришло время говорить про чёрный и белый цвета. И один мальчик сказал именно то, что имел в виду Кандинский: «У чёрного нет звука, это молчаливая краска». Ребенок сам понял, сам «услышал» отсутствие звука в черной краске.
- В центре «Арсенал» работают профессионалы, и Вы действительно прошли серьезную подготовку перед тем, как начать программу «Арсенал + Семья». А могут ли родители сами говорить с детьми об искусстве, дать им основные теоретические понятия, помочь разобраться в истории?
- Конечно, главное — не бояться об этом говорить. Это ещё один миф, что нужно быть профессионалом в области изобразительного искусства, чтобы объяснить значение художников и произведений детям. Мы с вами все, обладая определенным жизненным опытом, определенными знаниями, способны сами считывать смысл произведения. И об этом уже стоит поговорить с ребенком — о том, что, как Вам кажется, заложено в работе художника. Это уже здорово. Нет какого-то истинного ответа, особенно в произведениях современного искусства, о чём это. Не стоит бояться, Вы можете предложить свою версию и она имеет право на существование. Кроме того, есть соответствующая литература, подсказывающая родителям, как говорить с детьми и о классическом, и о современном искусстве. Некоторые материалы можно найти и у нас, в книжной лавке «Арсенала».
- Евгения, «Арсенал» - центр современного искусства. Но сложно понять современное искусство, не зная законов и истории искусства классического. Какую программу занятий предлагает «Арсенал» маленьким посетителям?
- На самом деле всё, что связано с современным искусством, окружено мифами. То, что оно непонятное, пугающее, и нужно быть большим знатоком в области искусства, чтобы понять современные направления, не совсем верно. Современное искусство очень демократично. И как это ни странно, оно очень понятно детям. Иногда даже через понимание детьми и приходит понимание родителями. Наша программа «Арсенал + Семья» включает в себя два больших проекта. Это «Главные герои искусства ХХ века» и «Семейные арт-мастерские». Они помогают родителям и детям разобраться с тем, что же такое современное искусство: каким оно бывает, почему оно такое, чем оно отличается от искусства классического, почему художники пошли своим путем, разрушая какие-то правила и традиции, с чем это связано, как к этому относиться, как это понимать, как об этом говорить - и как, используя уже существующие находки художников, создать свои произведения. Как правило, оказывается, то, что делают современные художники, очень близко детям. Очень часто современные художники обращаются к тому языку и к тем возможностям, которыми владеет ребенок, которые присущи детскому творчеству. Мы разрабатывали нашу программу для детей 5-12 лет. Но часто к нам приходят и с детишками, которым 4, 3, 2,5 годика - мы никому не отказываем, хотя обращаем внимание родителей, на какой возраст ориентирована программа. Но если старший брат приходит со своей маленькой сестренкой, мы на ходу придумываем мастер-класс, который был бы интересен малышке.
- Не возникает ли сложностей с организацией занятий - ведь в пять и в двенадцать лет очень разный уровень развития, разные интересы?
- Сейчас мы пришли к тому, что надо делать разные занятия. То есть, проводить уроки по одной и той же теме для тех, кто помладше и тех, кто постарше отдельно. Пока мы думаем сделать группы от пяти до семи лет - дошкольники, и от семи до двенадцати лет. Хотя, может быть, потом понадобится дополнительная дифференциация. К счастью, программа становится востребованной, и мы планируем открыть больше групп.
- С какого возраста можно начинать говорить с детьми об искусстве?
- Думаю, что с любого! Это очень зависит от интересов родителей. Если мама и папа чем-то сильно увлечены, то их увлечение передается ребенку в довольно раннем возрасте. Дети очень быстро впитывают информацию, схватывают суть сложных явлений и процессов. Сегодняшнее время имеет тех детей, которые должны были родиться. Я иногда просто поражаюсь тому, сколько сегодня маленький ребенок знает! Он в несколько раз больше знает, чем знали мы или наши родители. Я не устаю поражаться возможности детей не только впитывать, но и удерживать в своей голове море информации, и выдавать нужные факты в нужный момент. Не стоит сдерживать детей в их природном любопытстве, в стремлении интересоваться тем, чем интересуются мамы и папы.
- Не возникает ли проблем с терминологией? Приходится ли приспосабливать язык к языку детей, или сразу говорите с ними так, как это принято в среде искусствоведов?
- Нет, конечно, надо делать скидку на возраст. Каждый раз, когда мы употребляем какой-то искусствоведческий термин, мы даем расшифровку, объясняем, что он значит. Пусть даже иногда мы теряем в нюансах, но мы поначалу переводим все термины на «детский» язык. Главное, чтобы ребенок в целом понял, о чем идет речь. Потом он сам начинает легко использовать эти слова в речи, они перестают быть для него чужими и непонятными, и он уже удивительно ловко жонглирует новыми понятиями. В ребенке изначально заложена удивительная восприимчивость к языкам. А современное искусство — это тоже определенный язык. Мы стараемся в игровой манере, ненавязчиво научить этому языку. У ребенка нет языкового барьера, он легко воспринимает этот язык. То, что часто мешает взрослым - они боятся. Ребенок не боится. Он быстро хватает понравившуюся ему идею и начинает её использовать. Иногда приходится лишь подсказывать имена художников и названия произведений.
- Сама программа «Арсенал + Семья» состоит из теоретической и практической части. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
- В программу входят два проекта. И каждый проект состоит из теории и практики. В «Семейных арт-мастерских» теория - это небольшая экскурсия по той выставке, которая сейчас проходит в «Арсенале», причем мы щадим ребенка, проводим это знакомство «маленькими дозами», чтобы подробнее всё разъяснить. После того как ребенок познакомился с художником, с техникой, в которой он работает, мы предлагаем всем переместиться в другое пространство, где уже расставлены столы, подготовлены все необходимые материалы, и переходим к практической части. Во время творческого процесса дети лучше узнают то, как работал тот или иной художник. Причем эта практика делается совместно с родителями, под нашим руководством. И, соответственно, на занятиях «Главные герои искусства ХХ века» мы рассказываем об определенном художнике, о том, что предшествовало его появлению в искусстве, а потом, перемещаясь в пространство практики, мы предлагаем мастер-класс опять же по созданию произведения, но в духе того художника, о котором мы говорили. Дети и родители получают все необходимые инструменты, материалы, методики. Ребенок делает свой собственный проект — иногда вместе с родителями, иногда параллельно с родителями.
- Кто же проводит занятия?
- Пока у нас ведут занятия два человека — это я и моя коллега Ирина Аганина. Я по специальности культуролог, закончила университет им. Лобачевского. Когда я пришла в «Арсенал», я знала только одно - я хочу заниматься современным искусством, и у меня не было мысли, что я буду заниматься с детьми. Позже мы обратили на опыт наших западных коллег. В США каждый уважающий себя центр искусства и музей должен работать с разной публикой, разной аудиторией. Конечно, у каждого возраста есть свои запросы. Отсюда возникла идея заниматься с детьми. Но мы откровенно не знали, как это делать. Возникла необходимость отправить кого-то за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом зарубежных музеев. В 2010 году мне посчастливилось получить стипендию, чтобы поехать в США в город Кливленд в музей современного искусства, который сомасштабен нашему центру и где уже много лет реализуются программы для детей разного возраста. Семь месяцев я жила бок о бок со своими американскими коллегами, я погружалась в то, что они делают, смотрела, как они это делают, я участвовала в различных круглых столах - смотрела, как американские музеи работают с детьми. Постепенно мы стали реализовывать похожие программы в «Арсенале». Программа существует уже полтора года, и сейчас мы выходим на уровень западных музеев, когда любой человек, у которого есть ребенок, знает, что в какую бы субботу он ни пришел, в час дня он обязательно попадёт на детскую программу.
- Насколько регулярно слушатели посещают занятия? Маленькие дети могут заболеть или ещё какие-то непредвиденные обстоятельства могут помешать. Предполагает ли программа непрерывное обучение или же можно два-три занятия пропустить, а потом безболезненно влиться в учебный и творческий процесс?
- Конечно, можно пропустить. Это не школа изобразительного искусства, а скорее клуб по интересам, куда человек приходит, когда у него есть такая возможность, и пропускает, когда нет возможности. Мы всегда стараемся начинать занятие с небольшого повторения, гибко реагировать на ту ситуацию, которую предлагает каждая суббота.
- Центры изучения изобразительного искусства - как детские, так и для взрослых - открываются по всей стране и при музеях, и при выставочных центрах, и даже на других, напрямую не связанных с искусством площадках. Есть ли связь с коллегами, существует ли обмен опытом с другими городами?
- Конечно, без этой связи просто невозможно. Очень важно знать, кто, что и как делает. Один из самых активных и прогрессивных участников на территории современного искусства - московский центр «Гараж», и мы очень рады, что это наши хорошие друзья. Но в основе как наших программ, так и программ «Гаража» всё-таки лежат западные модели, уже проверенные и отработанные. То, что уже известно с точки зрения методики, мы применяем к материалу, который нам предлагает та или иная выставка. После совместного проекта с центром современного искусства «Гараж» у нас и появился цикл «Главные герои искусства ХХ века». Сперва мы хотели уйти от истории, и работать, как Кливлендский музей, только с актуальным искусством. Но сами люди выразили желание знать именно историю искусства ХХ века, и практика. Сделано уже немало. Мы имеем постоянную программу, которой придерживаемся. За время работы прошло много экскурсий и мастер-классов, и мы придерживаемся правила, что с детьми мы работаем исходя из того материала, который на данный момент представлен в «Арсенале». Новая выставка - новая экскурсия - новые мастер-классы. В рамках проекта «Главные герои искусства ХХ века» были у нас разговоры и о Василии Кандинском, и о Казимире Малевиче, и о Марселе Дюшане, и о Поле Сезанне и о многих других, без кого невозможно представить себе культуру прошлого века. Мы объясняем, что откуда взялось. Как тот или иной художник стал именно тем, кем он стал, какой вклад он внёс в изобразительное искусство и как современные художники, которые занимаются актуальным искусством, используют идеи и находки ХХ века.
- Евгения, как, по Вашим наблюдениям, совместное творчество и общее увлечение искусством влияют на отношения в семье?
- Однозначно отношения улучшаются и укрепляются. Эти занятия - ещё один повод для общения с ребенком, мы даем пищу для размышлений. Мы стараемся, - и я надеюсь, что у нас получается, - способствовать тому, чтобы ребенок научился думать. Потому что современное искусство - это искусство, где в первую очередь важна идея, какая-то мысль, которую современный художник в самых разных формах, иногда в самых необычных, хочет донести до другого человека, до зрителя, которому эта идея могла бы показаться интересной, важной и актуальной. Вообще современное искусство — это пространство коммуникации, общения, диалога. Мы как музейные педагоги инициируем диалог между детьми и родителями, мы помогаем его продолжить и потом оставляем родителей и ребенка с таким залогом на будущее.
- На занятиях, во время лекционной части программы, сами ребята только слушают или сами задают вопросы?
- Наша принципиальная позиция, что общение на занятиях должно проходить в формате диалога. Не только мы рассказываем и объясняем, но и нам рассказывают и объясняют. Наши постоянные участники уже к этому привыкли и совершенно не стесняются поднимать руку, задавать вопросы и высказывать своё мнение. Наши юные слушатели иногда поразительным образом интуитивно улавливают то, что хотел сказать художник. Например, мы говорили о Василии Кандинском - художнике, с которого и началось абстрактное искусство, - и наконец перешли к той системе цвета и формы, которую изобрёл Кандинский. У него каждый цвет и каждая форма имели эмоциональное значение, определенный смысл, передавали определенное настроение, и кроме того, различные цвета у него ассоциировались с разными звуками и музыкальными инструментами. И вот, когда мы поговорили и о красном, и о жёлтом, и о зелёном, и о синем, пришло время говорить про чёрный и белый цвета. И один мальчик сказал именно то, что имел в виду Кандинский: «У чёрного нет звука, это молчаливая краска». Ребенок сам понял, сам «услышал» отсутствие звука в черной краске.
- В центре «Арсенал» работают профессионалы, и Вы действительно прошли серьезную подготовку перед тем, как начать программу «Арсенал + Семья». А могут ли родители сами говорить с детьми об искусстве, дать им основные теоретические понятия, помочь разобраться в истории?
- Конечно, главное — не бояться об этом говорить. Это ещё один миф, что нужно быть профессионалом в области изобразительного искусства, чтобы объяснить значение художников и произведений детям. Мы с вами все, обладая определенным жизненным опытом, определенными знаниями, способны сами считывать смысл произведения. И об этом уже стоит поговорить с ребенком — о том, что, как Вам кажется, заложено в работе художника. Это уже здорово. Нет какого-то истинного ответа, особенно в произведениях современного искусства, о чём это. Не стоит бояться, Вы можете предложить свою версию и она имеет право на существование. Кроме того, есть соответствующая литература, подсказывающая родителям, как говорить с детьми и о классическом, и о современном искусстве. Некоторые материалы можно найти и у нас, в книжной лавке «Арсенала».
Статья предоставлена Анной Перевезенцевой, ведущей радиоклуба «Растём вместе» на радио «Образ»
Полную версию эфира можно послушать по ссылке http://obraz.nne.ru/podcast.php?id=474