Рисуем с интересом!
У большинства современных родителей не хватает времени для совместных занятий и игр с детьми. Часто мы предпочитаем в первую очередь переделать в спешке домашние дела, а не порисовать вместе с ребенком. Дети в это время борются со скукой посредством просмотра телевизионных передач, мультфильмов и играя в видеоигры. Когда у нас, наконец, находится свободное время для детей, мы обнаруживаем, что занятия творчеством и рисованием становятся для них скучными, интерес потерян. Что нужно предпринять родителям в такой ситуации? Конечно же, вернуть былой интерес! Для этого проведем аналогии с самим собой. Что для вас интереснее: монотонная лекция или живой тренинг с элементами игры? Ответ очевиден. Вот и постараемся проводить занятия с ребенком в виде увлекательных игр. Интерес к рисованию у всех детей достаточно высок, а наши советы помогут вам его пробудить.
Игра «Рисуем считалочку»
Рисовать известные считалочки - интересное и веселое занятие. Малыши с удовольствием примутся рисовать вмести с вами, когда вы пробудите у них интерес к этой игре!
Возьмите в руки карандаш и рисуйте, приговаривая известную считалочку «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…». Для начала изобразите на листе бумаги рельсы и шпалы.
Далее следуют слова «…ехал поезд запоздалый…» - помогите малышу нарисовать поезд с 2-3 вагончиками.
«… из последнего окошка…» - попросите малыша нарисовать окошко в самом последнем вагончике.
«… высыпалась горсть горошка…» - дети с удовольствием нарисуют горошины.
«пришли куры поклевали» - рисуем с детьми не самих кур, а следы куриных лапок.
«пришли гуси пощипали» - изобразите с ребенком следы от гусиных клювиков.
«пришел слон потоптал» - на этих словах также рисуем следы слона в виде больших кругов.
«пришла слониха потоптала» - рисуем следы слонихи в виде кругов поменьше.
«прибежал слоненок - потоптал» - нарисуйте совсем маленькие круги.
«пришел дворник…» - здесь нарисуйте метлу.
«…все подмел…» - пусть ребенок заштрихует все следы, как будто это все подмел дворник.
Вот и все упражнение. Обратите внимание, что в процессе его выполнения ребенку не только становится весело, но также он развивает в себе навыки рисования геометрических фигур и следов разных животных. Часто под эту считалочку делают массаж. После рисования вы можете предложить ребенку сделать вам массаж, приговаривая ее снова.
Аналогичным образом можно использовать множество других известных вам считалочек. Например: «Ровная дорожка, по кочкам, по кочкам, по ухабам и бух! в яму!», «На золотом крыльце сидели…» и т.д.
Игра «Волшебный пунктир»
Сейчас продается много детских изданий, где детям предлагается обводить по пунктирам различные рисунки. Часто у детей не хватает терпения вывести по пунктирным линиям нужную картинку, особенно если задание большое и сложное. Чтобы пробудить к этому интерес, пойдём от простого к сложному. Вспомните, чем увлекается ребенок на данный момент, и начинайте это рисовать, добавив к общему рисунку пунктиры. Например, если ребенок увлекается космосом, пусть проложит пунктиром путь своей космической ракеты. Для ребенка увлеченного автомобилями, дайте задание составить схему пути его машины по пунктирным линиям. Такие же задания можно придумать и для девочек.
Игра «Книги-трафареты»
Использование трафаретов делает занятия рисованием еще более увлекательными. В продаже вы найдете множество различных трафаретов по разным тематикам, а также книг-трафаретов. Наиболее популярны трафареты «Животные» и «Подводный мир». Книги-трафареты изготавливают из картона. Обычно в книге находится одна картинка, выдавив из которой рисунок, мы получим трафарет для персонажей из этой книги. Если вам не удалось обзавестись готовыми детскими трафаретами или такими книгами, сделайте их сами из картона. Ребенок с удовольствием будет обводить по ним картинки. Можете также использовать готовые линейки-трафареты. Такие «обводилки» хорошо тренируют моторику рук.
Игра «Водоворот»
Для многих детей интересно наблюдать, как выливается вода из ванны, кружась по водовороту. Предложите ребенку нарисовать водоворот. Изображать спираль для ребенка окажется не совсем легко, но интересно. А также это упражнение хорошо развивает мелкую моторику рук.
Игра «Рисунок-близнец»
Для этого упражнения возьмите лист бумаги и согните его пополам в виде книжки. На одной половине листа возле линии сгиба предложите ребенку нарисовать какой-либо узор или половинку предмета, человечка. Рисовать нужно красками. Пока краски не успели высохнуть, сложите лист бумаги, плотно сомкнув две половинки и пригладив ладонями. Затем откройте и посмотрите, что получилось. Скорее всего, полученное изображение не будет в точности соответствовать нарисованной половине, а окажется смазанным. В этом и заключается увлекательность этого занятия. Дети любят приятные сюрпризы, а в этом упражнении нельзя знать наверняка, какое чудо у вас получится. Может быть, вы рисовали человечка, а получите существо похожее на забавного зверька и т.д. Детей это занятие точно не оставит равнодушными, и даже взрослым поможет поднять настроение.
Игра «Что знаю, то рисую»
В этой игре ребенок может рисовать все то, что нравится ему на данный момент, чем он очень увлечен. Это может быть недавно прочитанная любимая сказка, символы его любимых героев, мультфильмы, предметы архитектуры, прекрасные принцессы, корабли и ракеты. Особо творческим будет подход, если ребенок изобразит куплет любимой детской песни или какую-либо сюжетную линию. Помогайте, подсказывайте и обязательно хвалите ребенка!
Если ребенок будет вести себя пассивно на этих занятиях, не расстраивайтесь и не ругайте его. Пусть даже на первых порах большую часть заданий будете выполнять вы, а ребенок будет наблюдателем. Постепенно вовлекайте его в процесс. Выполняйте упражнения частями, чередуясь с ним по очереди, наблюдайте, что ему наиболее интересно. Со временем ваши усилия обязательно принесут плоды. Только не забывайте хвалить ребенка за каждый (даже небольшой) успех или идею. И помните, важно начать фантазировать, далее новые интересные игры и сюжеты будут сами приходить вам в голову. Со временем у вас накопится большое количество различных игровых упражнений. Самое главное, это всегда учитывайте, что наиболее интересно вашему ребенку!
Алина Терентьева