Придумываем развивающие игры для ребенка сами!
В современном мире ассортимент детских развивающих игрушек огромен, но и цены на них порой просто «кусаются». Сегодня мы хотим рассказать вам, как из самых обыкновенных подручных материалов можно организовать интересные развивающие игры для ребенка. Не спешите выбрасывать отслужившие пуговицы, баночки и бутылочки от детского питания, старые журналы и газеты, и другие мелочи. При помощи этого богатства мы и будем творить, играть и, конечно же, веселиться!
По мнению врачей, чтобы игра носила развивающий характер, нужно запомнить несколько простых правил. Итак:
1. Игрушка достается только на определенное время занятий. В другое время она должна находиться в недоступном или просто невидимом для ребенка месте. Те игрушки, которые постоянно попадают в поле зрения малыша, быстро ему надоедают.
2. Любую игру нужно специально организовать. Здесь на помощь придет ваша фантазия. Придумывайте интересный сюжет для любого действия, обыгрывайте его при помощи слов, жестов или звуков. Например, на руку одевается игрушка-варежка, изображающая ежика. Вы здороваетесь с малышом от лица ежика, спрашиваете, как у него дела, рассказываете ему, что очень голодны. Разбросанные мячики на полу оказываются совсем не мячиками, а вкусными яблочками для проголодавшегося ежика. Ваш малыш усердно собирает урожай и кормит лесного зверька. А ежик благодарит его за обед.
3. Старайтесь, чтобы любое занятие приносило пользу малышу. Ведь каждая игра носит еще и обучающий характер, поэтому пускай ваш малыш самостоятельно будет справляться со всеми заданиями. Вы можете подсказать верное решение, но не выполнять задание за ребенка.
4. Следите за тем, чтобы игра не надоедала малышу. Если вы заметили, что внимание и интерес ребенка начинают угасать, похвалите его и закончите занятие. Это поможет сохранить ему положительные эмоции от игры.
А теперь перейдем собственно к играм.
Для игр подойдут картонные коробочки от всевозможных маминых кремов, а также маленькие завинчивающиеся банки и бутылочки. Такие развивающие игры ориентированы на детей 2-3 лет. Они способствуют развитию слухового внимания, мелкой моторики рук, памяти и зрительного восприятия.
- Внутри коробочек прячем конфеты или маленькие игрушки. Часть коробочек оставляем пустыми. Предлагаем малышу угадать, в каких коробочках есть игрушки, а в каких – ничего нет. Если ребенку сложно самому справится с поставленной задачей, то можно подсказать ему, как определить пустая коробочка или нет – просто потрясти ее.
- Отвинчиваем все крышки от бутылочек и баночек, перемешиваем их и предлагаем составить ребенку правильную пару вновь. Важно, чтобы крышки были разных размеров и цветов. Используйте в начале игры три-пять баночек, а со временем увеличивайте количество предметов, меняйте их на новые.
- Возьмите одну бутылочку и сделайте на крышке небольшую прорезь. Подберите предметы, которые через нее будут легко опускаться в бутылочку (например, счетные палочки или пуговицы). Покажите, как опускать предметы в бутылочку, и предложите малышу самостоятельно заполнить ее. По мере наполнения емкости предметами, можно «греметь» бутылочкой, слушать, как она каждый раз по-новому звучит.
Для игры нам понадобятся пуговицы разных размеров, цветов и форм. Такие игры подойдут детям 3-5 лет. Они способствуют развитию внимания, мышления, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук.
- Предлагаем ребенку сложить из пуговиц башенку (стопочку). Можно устроить соревнование: у кого стопочка выше, кто быстрее сложит башенку?
- Из разнообразных пуговиц просим ребенка выбрать все пуговицы определенного цвета, все пуговицы с одной дыркой, все пуговицы той или иной формы и т.п.
- Выкладываем пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например, квадратная пуговица – круглая – квадратная – круглая. Предлагаем малышу продолжить этот ряд.
- Предлагаем ребенку составить на листе бумаги из пуговиц картину. Например, из разноцветных пуговиц различных форм можно сделать бабочку, выложить солнышко, цветок. При желании можно вместе с малышом увековечить вашу фантазию с помощью клея.
Используем для развивающих игр все крупы и наполнители, которые вам не жалко! Заниматься можно с детишками в возрасте от полутора лет и старше. Игры развивают тактильное восприятие, мелкую моторику рук, воображение.
- Покрываем тонким слоем пластилина лист картона. Предлагаем малышу выложить рисунок из круп. Можно изобразить буквы, цифры, геометрические фигуры, различные орнаменты. Зернышки легко вдавливаются в пластилин, получается очень необычно и красиво.
- Наполняем маленькие мешочки (можно использовать детские носки небольшого размера) различными крупами: горохом, фасолью, рисом, гречкой и т.п. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.
- Наполняем небольшой пластмассовый тазик любой крупой. Прячем на дне конфеты или мелкие игрушки. Предлагаем малышу, перемешивая крупу, отыскать спрятанный предмет. Пускай ребенок будет выполнять задание не одной, а сразу двумя руками.
Собираем для игры все ненужные газеты и журналы. Игры ориентированы на детей в возрасте 2-6 лет. С помощью таких занятий мы развиваем у ребенка координацию движений, мелкую и общую моторику, тренируем память и внимание.
- Из цветных журналов и газет вырезаем понравившиеся рисунки, буквы, цифры и составляем коллаж.
- Предлагаем ребенку отрывать, комкать газеты и бросать «снежки» в коробку. Можно устроить домашний марафон: у кого больше попаданий, кто быстрей заполнит коробку, кто с какого расстояния попадет в цель?
- Находим в журнале или газете яркий, крупный текст (подходят объявления). Предлагаем ребенку вычеркивать в тексте заданную букву или обводить ее в кружочек.
Как видите для того, чтобы вы и ваш ребенок не скучали, не обязательно приобретать дорогие развивающие игрушки. Достаточно иметь капельку терпения (поскольку без мусора не обойтись), неуемное желание, а самое главное, наверное, важно оставаться в душе маленьким ребенком!
По мнению врачей, чтобы игра носила развивающий характер, нужно запомнить несколько простых правил. Итак:
1. Игрушка достается только на определенное время занятий. В другое время она должна находиться в недоступном или просто невидимом для ребенка месте. Те игрушки, которые постоянно попадают в поле зрения малыша, быстро ему надоедают.
2. Любую игру нужно специально организовать. Здесь на помощь придет ваша фантазия. Придумывайте интересный сюжет для любого действия, обыгрывайте его при помощи слов, жестов или звуков. Например, на руку одевается игрушка-варежка, изображающая ежика. Вы здороваетесь с малышом от лица ежика, спрашиваете, как у него дела, рассказываете ему, что очень голодны. Разбросанные мячики на полу оказываются совсем не мячиками, а вкусными яблочками для проголодавшегося ежика. Ваш малыш усердно собирает урожай и кормит лесного зверька. А ежик благодарит его за обед.
3. Старайтесь, чтобы любое занятие приносило пользу малышу. Ведь каждая игра носит еще и обучающий характер, поэтому пускай ваш малыш самостоятельно будет справляться со всеми заданиями. Вы можете подсказать верное решение, но не выполнять задание за ребенка.
4. Следите за тем, чтобы игра не надоедала малышу. Если вы заметили, что внимание и интерес ребенка начинают угасать, похвалите его и закончите занятие. Это поможет сохранить ему положительные эмоции от игры.
А теперь перейдем собственно к играм.
Коробки, бутылки и банки
Для игр подойдут картонные коробочки от всевозможных маминых кремов, а также маленькие завинчивающиеся банки и бутылочки. Такие развивающие игры ориентированы на детей 2-3 лет. Они способствуют развитию слухового внимания, мелкой моторики рук, памяти и зрительного восприятия.
- Внутри коробочек прячем конфеты или маленькие игрушки. Часть коробочек оставляем пустыми. Предлагаем малышу угадать, в каких коробочках есть игрушки, а в каких – ничего нет. Если ребенку сложно самому справится с поставленной задачей, то можно подсказать ему, как определить пустая коробочка или нет – просто потрясти ее.
- Отвинчиваем все крышки от бутылочек и баночек, перемешиваем их и предлагаем составить ребенку правильную пару вновь. Важно, чтобы крышки были разных размеров и цветов. Используйте в начале игры три-пять баночек, а со временем увеличивайте количество предметов, меняйте их на новые.
- Возьмите одну бутылочку и сделайте на крышке небольшую прорезь. Подберите предметы, которые через нее будут легко опускаться в бутылочку (например, счетные палочки или пуговицы). Покажите, как опускать предметы в бутылочку, и предложите малышу самостоятельно заполнить ее. По мере наполнения емкости предметами, можно «греметь» бутылочкой, слушать, как она каждый раз по-новому звучит.
Пуговицы
- Предлагаем ребенку сложить из пуговиц башенку (стопочку). Можно устроить соревнование: у кого стопочка выше, кто быстрее сложит башенку?
- Из разнообразных пуговиц просим ребенка выбрать все пуговицы определенного цвета, все пуговицы с одной дыркой, все пуговицы той или иной формы и т.п.
- Выкладываем пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например, квадратная пуговица – круглая – квадратная – круглая. Предлагаем малышу продолжить этот ряд.
- Предлагаем ребенку составить на листе бумаги из пуговиц картину. Например, из разноцветных пуговиц различных форм можно сделать бабочку, выложить солнышко, цветок. При желании можно вместе с малышом увековечить вашу фантазию с помощью клея.
Крупы и различные наполнители
- Покрываем тонким слоем пластилина лист картона. Предлагаем малышу выложить рисунок из круп. Можно изобразить буквы, цифры, геометрические фигуры, различные орнаменты. Зернышки легко вдавливаются в пластилин, получается очень необычно и красиво.
- Наполняем маленькие мешочки (можно использовать детские носки небольшого размера) различными крупами: горохом, фасолью, рисом, гречкой и т.п. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.
- Наполняем небольшой пластмассовый тазик любой крупой. Прячем на дне конфеты или мелкие игрушки. Предлагаем малышу, перемешивая крупу, отыскать спрятанный предмет. Пускай ребенок будет выполнять задание не одной, а сразу двумя руками.
Старые газеты и журналы
Собираем для игры все ненужные газеты и журналы. Игры ориентированы на детей в возрасте 2-6 лет. С помощью таких занятий мы развиваем у ребенка координацию движений, мелкую и общую моторику, тренируем память и внимание.
- Из цветных журналов и газет вырезаем понравившиеся рисунки, буквы, цифры и составляем коллаж.
- Предлагаем ребенку отрывать, комкать газеты и бросать «снежки» в коробку. Можно устроить домашний марафон: у кого больше попаданий, кто быстрей заполнит коробку, кто с какого расстояния попадет в цель?
- Находим в журнале или газете яркий, крупный текст (подходят объявления). Предлагаем ребенку вычеркивать в тексте заданную букву или обводить ее в кружочек.
Как видите для того, чтобы вы и ваш ребенок не скучали, не обязательно приобретать дорогие развивающие игрушки. Достаточно иметь капельку терпения (поскольку без мусора не обойтись), неуемное желание, а самое главное, наверное, важно оставаться в душе маленьким ребенком!
Развивающие игры придумывала Светлана Колотилова
Комментарии
- Ольга-Бор 27.02.2013 в 23:45 написал(а):
- А еще с сыночком старшеньким делали бусы бабушкам на 8 марта из макарон.
- Ольга-Бор 27.02.2013 в 23:38 написал(а):
- Для детей 1 года (+ - пара месяцев) Сортер из баночки из-под детской смеси. Вырезаем в крышке глазки-дырочки и ротик - полумесяц. Можно \"кормить\" Смайлика крышечками от пюрешек. Моему младшенькому очень нравится. А еще прекрасно подошла коробочка от тертого сухого сыра-моцарелла.
Страницы комментариев: 1