Режим дня школьника
Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщенны, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество проблем – и у детей, и у родителей. Так чем помочь школьнику в этом длительном и тяжелом марафоне длиной в 11 лет? Ответ довольно прост – правильно организованный режим дня школьника.
Режим дня – что это такое?
В понимании многих режим дня – это четкое и строгое следование определенному расписанию, но на самом деле это грамотное распределение времени ребенка, где учитывается время на занятия и отдых в течение суток. Цель, которую преследует расписание – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Весь режим дня первоклашки строится на основе работы биологических часов. Первоклассники легко адаптируются к распорядку дня, поэтому придерживаться такого режима дня необходимо и дома.
Утро школьника начинается с пробуждения. Детям обычно довольно сложно проснуться, и для того чтобы процесс пробуждения был легче, нужно заниматься зарядкой, которая и облегчит этот переход от сна к бодрствованию. В самом слове «зарядка» заложен глубокий смысл - это не просто физические упражнения, а мероприятия, направленные на получение бодрости и заряда энергии.
Зарядка должна быть направлена на активную работу разных групп мышц. Она может продолжаться от 10 до 30 минут, сложность и скорость упражнений увеличивается постепенно. Родители должны строго следить за тем, чтобы в комнате, где занимается ребенок, был приток свежего воздуха.
После физической нагрузки ребенок должен принять душ и пройти все водные процедуры, которые можно совместить с процедурами закаливания. После того как ребенок умылся, но ещё не чистил зубы, можно приступать к завтраку. Он должен быть довольно плотным и горячим, так как это основной запас энергии ребенка на первую половину дня, которая по праву считается самой сложной. Важно, чтобы завтрак проходил в теплой, спокойной обстановке. Только после завтрака ребенок должен почистить зубки (это рекомендации стоматолога!), одеваться и идти в школу. Второй завтрак, малыш должен получить в школе, калорийность его должна составлять 10 – 15% от дневного рациона.
Вернувшись из школы, первоклашка должен обязательно пообедать (калорийность обеда должна составлять 40% от дневного рациона), после чего дети должны отдохнуть в течение 1 – 1,5 часов.
Наиболее приемлемым временем для приготовления уроков считается 15 – 16 часов: как раз в это время мозг ребенка наилучшим образом настроен на получение информации. Начинать заниматься лучше всего с несложных предметов, постепенно переходя к более сложным. Во время выполнения домашнего задания родители должны строго следить за тем, как сидит ребенок, как держит ручку и на каком расстоянии глаза от учебника и тетрадки.
Оставшееся свободное время ребёнок должен использовать для занятий по интересам, но лучшим времяпрепровождением являются не компьютерные игры, а прогулки на улице в соответствии с погодными условиями. Кружки и секции допустимы, но не стоит нагружать ребенка: для первоклассника необходимо выбрать не более 2 кружков.
Ужин должен быть менее плотным, чем завтрак, его калорийность должна составлять примерно 20 – 25% от дневного рациона ребенка.
Школьный возраст является идеальным временем для приучения ребенка к домашним делам и навыкам самообслуживания. Первокласснику, как мальчику, так и девочке, можно предложить убрать со стола и помочь помыть посуду. У школьника должны быть обязанности, за которые он несет полную ответственность, например, вынос мусора или прогулка с собакой. Такие обязанности не только положительным образом скажутся на умении обслуживать себя, но и дадут ребенку понимание его полноценности в семье.
Особого внимания в школьном режиме заслуживает соблюдение режима сна и бодрствования. Именно во время сна замедляется работа практические всех систем организма ребенка, и только мозг продолжает активно работать, «переваривая» всю информацию, которую он получил за день. Детки, посещающие начальную школу должны спать не менее 9 – 10,5 часов в сутки, и очень важно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и то же время. При соблюдении этих условий можно гарантировать легкое пробуждение и быстрое засыпание. Чтобы ребенок быстро отходил ко сну, перед сном необходимо принять теплый душ и хорошо проветрить комнату. Свежий и прохладный воздух обеспечит малышу крепкий и здоровый сон. Стоит помнить, что систематическое недосыпание может привести к переутомлению ребенка и спровоцировать неврологические расстройства.
Примерный режим дня школьника
7.00 – подъем, зарядка, уборка постели, посещение туалета.
7.30 – 7.50 – первый завтрак, дорога в школу.
8.30 – 12.30 – уроки в школе, с включенным вторым завтраком в школе в 11.00.
12.30 – 13.00 – дорога из школы, совмещенная с прогулкой.
13.00 – 13.30 – домашний горячий обед.
13.00 – 14.30 – послеобеденный отдых.
14.30 – 17.30 – приготовление домашнего задания с включенным полдником в 16.00.
17.30 – 19.30 – прогулка или свободное время для ребенка.
19.00 – 20.00 – ужин и свободное время.
20.00 – 20.30 – подготовка ко сну.
На первый взгляд кажется, что соблюдение такого режима дня просто невыполнимо. Конечно, на первых порах будет сложно, но ничто так не стимулирует соблюдение режима дня, как родители, которые придерживаются примерно такого же расписания. И на первых порах именно родители должны заботиться об организации всех условия соблюдения режима дня.
Чем отличается режим дня первоклассника обучающегося во вторую смену?
Если ребенок посещает школу во вторую смену, то в его режиме дня присутствует ряд существенный изменений. Готовить уроки вечером уже не получится, так как малыш и без того сильно устал днем и получил достаточно нагрузки, как физической, так и умственной. Тем более что школьник, который обучается во вторую смену, полностью лишен перерыва между приготовлением домашнего задания и получением новой информации.
Режим дня – что это такое?
В понимании многих режим дня – это четкое и строгое следование определенному расписанию, но на самом деле это грамотное распределение времени ребенка, где учитывается время на занятия и отдых в течение суток. Цель, которую преследует расписание – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Весь режим дня первоклашки строится на основе работы биологических часов. Первоклассники легко адаптируются к распорядку дня, поэтому придерживаться такого режима дня необходимо и дома.
Утро школьника начинается с пробуждения. Детям обычно довольно сложно проснуться, и для того чтобы процесс пробуждения был легче, нужно заниматься зарядкой, которая и облегчит этот переход от сна к бодрствованию. В самом слове «зарядка» заложен глубокий смысл - это не просто физические упражнения, а мероприятия, направленные на получение бодрости и заряда энергии.
Зарядка должна быть направлена на активную работу разных групп мышц. Она может продолжаться от 10 до 30 минут, сложность и скорость упражнений увеличивается постепенно. Родители должны строго следить за тем, чтобы в комнате, где занимается ребенок, был приток свежего воздуха.
После физической нагрузки ребенок должен принять душ и пройти все водные процедуры, которые можно совместить с процедурами закаливания. После того как ребенок умылся, но ещё не чистил зубы, можно приступать к завтраку. Он должен быть довольно плотным и горячим, так как это основной запас энергии ребенка на первую половину дня, которая по праву считается самой сложной. Важно, чтобы завтрак проходил в теплой, спокойной обстановке. Только после завтрака ребенок должен почистить зубки (это рекомендации стоматолога!), одеваться и идти в школу. Второй завтрак, малыш должен получить в школе, калорийность его должна составлять 10 – 15% от дневного рациона.
Вернувшись из школы, первоклашка должен обязательно пообедать (калорийность обеда должна составлять 40% от дневного рациона), после чего дети должны отдохнуть в течение 1 – 1,5 часов.
Наиболее приемлемым временем для приготовления уроков считается 15 – 16 часов: как раз в это время мозг ребенка наилучшим образом настроен на получение информации. Начинать заниматься лучше всего с несложных предметов, постепенно переходя к более сложным. Во время выполнения домашнего задания родители должны строго следить за тем, как сидит ребенок, как держит ручку и на каком расстоянии глаза от учебника и тетрадки.
Оставшееся свободное время ребёнок должен использовать для занятий по интересам, но лучшим времяпрепровождением являются не компьютерные игры, а прогулки на улице в соответствии с погодными условиями. Кружки и секции допустимы, но не стоит нагружать ребенка: для первоклассника необходимо выбрать не более 2 кружков.
Ужин должен быть менее плотным, чем завтрак, его калорийность должна составлять примерно 20 – 25% от дневного рациона ребенка.
Школьный возраст является идеальным временем для приучения ребенка к домашним делам и навыкам самообслуживания. Первокласснику, как мальчику, так и девочке, можно предложить убрать со стола и помочь помыть посуду. У школьника должны быть обязанности, за которые он несет полную ответственность, например, вынос мусора или прогулка с собакой. Такие обязанности не только положительным образом скажутся на умении обслуживать себя, но и дадут ребенку понимание его полноценности в семье.
Особого внимания в школьном режиме заслуживает соблюдение режима сна и бодрствования. Именно во время сна замедляется работа практические всех систем организма ребенка, и только мозг продолжает активно работать, «переваривая» всю информацию, которую он получил за день. Детки, посещающие начальную школу должны спать не менее 9 – 10,5 часов в сутки, и очень важно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и то же время. При соблюдении этих условий можно гарантировать легкое пробуждение и быстрое засыпание. Чтобы ребенок быстро отходил ко сну, перед сном необходимо принять теплый душ и хорошо проветрить комнату. Свежий и прохладный воздух обеспечит малышу крепкий и здоровый сон. Стоит помнить, что систематическое недосыпание может привести к переутомлению ребенка и спровоцировать неврологические расстройства.
Примерный режим дня школьника
7.00 – подъем, зарядка, уборка постели, посещение туалета.
7.30 – 7.50 – первый завтрак, дорога в школу.
8.30 – 12.30 – уроки в школе, с включенным вторым завтраком в школе в 11.00.
12.30 – 13.00 – дорога из школы, совмещенная с прогулкой.
13.00 – 13.30 – домашний горячий обед.
13.00 – 14.30 – послеобеденный отдых.
14.30 – 17.30 – приготовление домашнего задания с включенным полдником в 16.00.
17.30 – 19.30 – прогулка или свободное время для ребенка.
19.00 – 20.00 – ужин и свободное время.
20.00 – 20.30 – подготовка ко сну.
На первый взгляд кажется, что соблюдение такого режима дня просто невыполнимо. Конечно, на первых порах будет сложно, но ничто так не стимулирует соблюдение режима дня, как родители, которые придерживаются примерно такого же расписания. И на первых порах именно родители должны заботиться об организации всех условия соблюдения режима дня.
Чем отличается режим дня первоклассника обучающегося во вторую смену?
Если ребенок посещает школу во вторую смену, то в его режиме дня присутствует ряд существенный изменений. Готовить уроки вечером уже не получится, так как малыш и без того сильно устал днем и получил достаточно нагрузки, как физической, так и умственной. Тем более что школьник, который обучается во вторую смену, полностью лишен перерыва между приготовлением домашнего задания и получением новой информации.
Учить уроки необходимо только спустя полчаса после завтрака. Единственным плюсом обучения ребенка во вторую смену является его питание. Дети будут завтракать, обедать и ужинать в домашних условиях, а в школе они могут перекусить фруктами или хлебобулочными изделиями. В школе ребенок может получать только полдник, что позволяет родителям организовать правильный и полноценный режим питания.
Обучение во вторую смену немного сложнее, как для родителей, так и для малышей, так как занятия переносятся на вторую половину дня, а отдых и приготовление уроков на первую. Но не стоит пугаться, ведь нет ничего невозможного!
Юлия Лапушкина, детский врач
Комментарии
- Марина 03.10.2013 в 09:46 написал(а):
- А так уже одну дочку дома оставляешь?
- Екатерина) 02.10.2013 в 21:50 написал(а):
- Марин, а у нас 3 дня до 11.20 и 2 дня до 12.05. Я пока только и успеваю, что бегать в школу и из школы) никак не пойму, когда же на работу ходить)))
- Марина 02.10.2013 в 15:04 написал(а):
- У нас, кстати, уроки заканчиваются в 12.35. А чуть позже по средам будут учиться до 13.40.
- Марина 02.10.2013 в 15:02 написал(а):
- Да, очень трудно приходится первоклашкам в продленке...Многие уже заболевают, не справляются с нагрузками. В саду и поспать можно было, и гуляли много. Ну ничего, через это все проходят. Конечно, идеально, когда родители или бабушки-дедушки могут забрать ребёнка после уроков и обеспечить полноценный отдых.
- Марина 02.10.2013 в 15:02 написал(а):
- Да, очень трудно приходится первоклашкам в продленке...Многие уже заболевают, не справляются с нагрузками. В саду и поспать можно было, и гуляли много. Ну ничего, через это все проходят. Конечно, идеально, когда родители или бабушки-дедушки могут забрать ребёнка после уроков и обеспечить полноценный отдых.
- Екатерина) 01.10.2013 в 21:57 написал(а):
- Хорошая статья. Вот только не совсем понятно, как следовать такому режиму дня тем детям, чьи родители работают и которые вынуждены посещать группу продленного дня до 17-18 часов. В нашем классе таких деток 90%!
Страницы комментариев: 1