Первый раз в первый класс: советы родителям первоклашки
Поход в первый класс, каким бы желанным и долгожданным он ни был, – это сильнейший стресс для маленького человечка. Однако существует ряд несложных рекомендаций, чтобы в домашних условиях помочь первоклашке.
1. При возникновении проблем (нежелание посещать школу, негативное отношение к преподавателю и процессу обучения как таковому) необходимо проверить обстановку в классе, посмотреть, удобное ли место у ребенка, хорошая ли видимость доски, хорошо ли он слышит преподавателя, и как сам учитель относится к нему. Но не стоит устраивать визиты в школу только тогда, когда у ребенка возникает ряд жалоб. Даже если все хорошо, то все равно желательно время от времени это делать.
2. Подавайте ребенку хороший пример – уважительно отзывайтесь о школе, о преподавателе. Уважайте действия ребенка, подчеркивайте значимость процесса получения знаний. Уже в этом возрасте можно размышлять о профессиях, о том, кем хочет быть ваш ребенок, каким он видит себя в будущем в профессиональном плане. Интерес к учебе со стороны родителей должен поощряться. Когда ребенок придет из школы, не забудьте у него спросить, что нового он узнал. Делайте это каждый раз при его возвращении из школы.
Покажите своему ребенку, что вы гордитесь им как учеником! НО! Не стоит платить деньги ребенку за то, что он сделал заданное на дом задание, или за то, что он посещает школу. В этом случае поощрением за его работу, коей и является учеба, служит получение знаний, навыков, новые возможности и достижения. Если же вы считаете, что ребенка надо вознаграждать материально, то найдите способы, исключающие деньги.
3. Тренируйте память и внимание ребенка, если есть какие-либо затруднения с этим. Не оставляйте без внимания и поведение ребенка. Для того чтобы улучшить внимание, помогут игры с предметами. Возьмите несколько разных предметов и разложите их на столе в определенной последовательности. Пускай ребенок посмотрит и запомнит, в какой последовательности они лежат. После этого попросите его отвернуться, а сами в этот момент поменяйте расположение предметов. Пусть ребенок проанализирует, что изменилось, и попробует вернуть предметы в исходную последовательность. Со временем можно усложнить упражнение – не только поменять предметы местами, но и поэкспериментировать с их количеством (убрать-добавить).
Развитию внимания и памяти способствует чтение небольшого рассказа (после чего можно задать ребенку вопросы по содержанию текста), запоминание наизусть стихотворений, счет в устной форме.
Вольности в поведении исправляются в процессе выполнения домашних заданий – сначала уроки, а потом игры и просмотр мультфильмов. Это и хорошая тренировка усидчивости. Способствуйте развитию самоконтроля у ребенка (вовремя начать заниматься, самому находить и исправлять допущенные ошибки и т.п.).
Наиболее ранимое место - это эмоциональная устойчивость. Поход в первый класс – это стресс даже для самого спокойного ребенка, он выбивает из колеи эмоционально устойчивых детей в том числе. Эмоциональные и физические нагрузки в первом классе должны быть строго сбалансированы. Переизбыток даже положительных эмоций нередко приводит к нервному срыву. Пока ребенок только начал учиться, не записывайте его в новые кружки и секции. Пускай ребенок приспособится к условиям школы! На этом этапе для вашего первоклассника важен четкий распорядок дня, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе как можно больше по времени.
И, конечно, позитивный настрой родителей! Вместе у вас все получится!