Как хорошо уметь читать!

 

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Франческо Петрарка

Жалобами на то, что современные дети мало читают, уже никого не удивишь и не испугаешь. Проведенный среди родителей интернет-опрос показал, что порядка 10 процентов детей вообще читать не любят, 30 предпочитают потреблять информацию пассивно (если чтение, то только чтобы им читали вслух), предпочитая получать ее из других источников, порядка 15 процентов детей читают «в охотку», а любят и читают запоем менее 40 процентов детей. Много это или мало?

 Поддержка чтения по всему миру

Российская государственная детская библиотека бьет тревогу: международные исследования PISA продемонстрировали, что по умению подростков работать с текстом Россия занимает 28 место из 32.

Сразу нужно сказать, что мы перед лицом этой проблемы не одиноки, недаром в конце 90-х годов прошлого века в Великобритании стартовали два национальных проекта, направленных на развитие у детей навыков чтения. Подобные программы существуют в Норвегии, за качеством издаваемой литературы следят в Швеции, большие усилия в поддержку чтения прилагают в Германии и США. Национальная программа поддержки и развития чтения существует и в нашей стране. Разработана она в 2006 Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Но выполнять ее не агентствам и не сотрудникам этих самых союзов, а тем, кто вводит ребенка в мир книги, – нам, родителям. Что же изменилось, если интерес детей к книгам так катастрофически упал?

Изменилась информационная среда, в которой с самого раннего детства находится ребенок. Если раньше основным источником информации было печатное слово во всех его разновидностях, то сейчас пальму первенства перехватили (и вряд ли когда-либо отдадут обратно) другие информационные технологии. Более того, доля художественной литературы среди книг, которые читают дети, падает – они предпочитают книги, которые развивают интеллект, а не те, что дают возможность попереживать, пофантазировать и домыслить. Однако никакая энциклопедия не способна заменить хорошую повесть или рассказ, которые научат самостоятельно мыслить и давать оценки человеческим поступкам, разовьют нравственную и эмоциональную сферу, научат сочувствовать, любить и ненавидеть, делать выбор и видеть свои промахи в реальной жизни, решать проблемы и находить ответы на вопросы.

Вы думаете, до этого еще слишком долго, ведь Ваш малыш совсем еще маленький? Поверьте – чем раньше сделать первый шаг, тем легче будут все остальные.

Глас вопиющего в книжной пустыне

Опираясь на свой собственный опыт, могу сказать, что ориентироваться в море современной детской литературы, где далеко не все произведения достойны того, чтобы на них тратить время, крайне трудно. Книжные магазины завалены гламурными книжками «с блестяшками» из серии «Все для настоящих принцесс», бесконечными комиксами о Человеке-Пауке и иже с ним, цена которым – копейка в базарный день, и изданными на плохой газетной бумаге без всяких иллюстраций книги, после которых не хочется читать уже ничего. И это только то, что касается внешнего вида! О том, какая безвкусица сейчас издается под видом детской литературы, говорить можно бесконечно. Да и о какой детской литературе вообще может идти речь, если, по идее, она должна утверждать вечные ценности, учить ребенка добру, тогда как понятий о добре и зле сейчас и во взрослой-то литературе не отыщешь – вся она сплошное развлечение.

Когда не так давно я посетила известный книжный магазин в поисках интересной (и полезной) детской книги, меня не оставляло ощущение, будто я в поисках алмаза роюсь в помойной куче. На полках стройными рядами стояли бесконечные коммерческие серии, книги-клоны, пустое детское фэнтези и детективы, художественной ценности и смысла в которых не больше, чем в телевизионных рекламных роликах. Издатели практически в открытую заявляют, что эти два жанра продавать наиболее выгодно, в результате чего появился целый пласт профессиональных писателей, которые в краткие сроки «стругают» подобное чтиво на потребу публике.

Добавим к этому опечатки, безвкусицу и кич вместо иллюстраций  – и что же мы получаем в итоге?

Вот слова классика детской литературы Ирины Токмаковой, чьи стихи («Где спит рыбка?», «Поиграем?» и другие) и прозу («Аля, Кляксич и буква 'А'", «Счастливо, Ивушкин!», «Маруся еще вернется») читали, наверное, почти все: «В далеком 1967 году мы (в состав делегации, кроме меня, входили Лев Кассиль, Агния Барто, Анатолий Алексин) поехали во Францию на международную конференцию детских писателей. Видя там множество уродливо-кричащих, безликих коммерческих книжонок, мы невольно возгордились за свою, прекрасно изданную и с любовью сделанную детскую книгу. Сейчас у нас все перевернулось, везде превалирует торговля, и что-то новое, хорошее, нужное для детей приходится «выковыривать» на прилавках, как изюм из булки».

И после этого мы удивляемся, что ребенок не хочет читать? Слава богу, что не хочет! Потому что читать то, что сегодня предлагают детям издательства – все равно что питаться жвачкой, которая все равно останется жвачкой, сколько ни ароматизируй ее запахом самых натуральных фруктов.

«Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше!»

Дети все разные. По-разному взрослеют, интересуются разным, поэтому и книги всем нужны тоже разные. Зная своего ребенка, Вы всегда сможете подобрать ему то, что ему обязательно понравится.

Когда начинать? Чем раньше, тем лучше. Потешки и песенки в колыбели, веселые стихи во время массажа, первые книжки с картинками, бессмертные стихи Чуковского и Барто, сказки Пушкина – вот залог того, что однажды ребенок возьмет книгу в руки и с удовольствием начнет читать сам.

Настоящий кладезь и русской премудрости, и нравственных ценностей, и прекрасного русского языка – сказки Пушкина и «Конек–Горбунок» Ершова. Перечитайте их – Вы наверняка будете очарованы этим прекрасным, звучным и сочным языком! И он совершенно несложен даже для маленького ребенка, который вдобавок сможет расширить свой кругозор, узнав о реалиях старинной русской жизни.

Настоящим праздником для любого ребенка станут сказы Бажова (к сведению – советского писателя, а то многие дети и даже взрослые убеждены, что он жил "примерно тогда же, что и  Некрасов"), которые наполнены не только рассказами о событиях, происходящих с героем, но и потрясающими описаниями русской природы. Ближе к школе пора знакомить детей и с советской классикой. Ее можно ругать сколько угодно, называя идеологически устаревшей, однако нравственные ценности, которые провозглашаются в «Республике ШКИД», «Тимуре и его команде» и подобных им произведениях не устареют никогда. А некоторые книги, бывшие, как теперь говорят, «хитами» в советское время, играют своими гранями и сейчас, как, например, великолепнейшие «Кондуит и Швамбрания» и «Вратарь республики» Льва Кассиля.

Возвращаясь к современности, нужно сразу сказать, что молодых авторов, пишущих для детей, в настоящее время тоже немало, причем среди них много очень талантливых людей, которым есть что сказать. Чтобы помочь им пробиться к читателям, созданы литературные премии, самые известные из которых, «Алые паруса» и «Заветная мечта», открыли современным детям (и их родителям, конечно) такие имена и названия как Фред Адра и «Лис Улисс», Борис Минаев и «Детство Левы», Марина Вишневецкая и «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки», Сергей Седов и «Книга сказок»,  Ася Кравченко и «Здравствуй, лошадь!» и многих-многих других, в том числе, и Артура Гиваргизова, который, кстати говоря, не так давно посещал и наш город с литературными встречами.  Его называют «современным Хармсом» – над его необычными, немного гротескными стихами смеются и дети, и взрослые:

Во дворе ребята играли в войну

А я с совочком вышел во двор

На меня посмотрели, сказали «Ну–ну».

Я чуть не умер. Какой позор!

 

Или

 

И все-таки моя кошка

Мне кого-то напоминает

Особенно когда лает

И клювом стучит в окошко.

 

Родительские ошибки

Никогда не связывайте умение ребенка читать и желание читать. В школе учат читать всех, но взахлеб читают единицы. Почему? По разным причинам: кто-то уже выбрал другой источник положительных эмоций и фантазий – игровую приставку, телевизор или компьютер, кто–то еще не нашел «свою» книгу, кто–то никогда не видел с книгой родителей и не понимает, за что ему такое наказание.

Иногда бывают случаи, которые можно было бы отнести к анекдотическим, только вот смеяться над ними совершенно не хочется: стремясь сохранить ребенку зрение, родители не дают ему книжки тогда, когда он сам к ним рвется. В итоге, тогда, когда, как они считают, опасность близорукости уже миновала, они торжественно вручают ребенку ключ от библиотеки, но... Увы, уже поздно – ребенок не хочет и, что самое грустное, не может читать. Ему уже трудно «подключить» к происходящему душу и фантазию, слова и предложения не складываются в образы – он не умеет с ними работать.

В школьные годы итогом всего вышеперечисленного становятся жалобы учителей на то, что дети не умеют работать с текстом, не понимают сути, зазубривая тексты и параграфы наизусть, у них ситуативная речь и бедный словарный запас – ни предложения без сорных «ну... короче... значит...». Но ведь школой наша жизнь не заканчивается, и неумение плодотворно работать с информацией рано или поздно выходить человеку боком.

Да и само зазубривание текстов-стихов – тоже работа не из легких! Тут кто угодно полезет на стенку и возненавидит печатное слово во всех его проявлениях! А ведь есть простые правила, воспользовавшись которыми (желательно не тогда, когда ребенок уже ненавидит книги, а тогда, когда природный интерес ко всему новому и интересному еще не угас) можно сделать чтение удовольствием, а встречу с книгой – праздником.

Восемь правил счастливого чтения

Правило первое и главное: «делай, как я». Видя у родителей книги на тумбочках, видя, что они читают и – главное – делают это с интересом – ребенок, который в душе всегда мечтает стать такой же, как мама или папа, тоже потянется к книге.

Не забывайте вслух восхищаться прочитанным (в том числе, и тем, что Вы лично читали в детстве). Дети впитывают все, словно губка: увидев на библиотечной полке книгу, которую я в детстве перечитывала бессчетное количество раз (к слову, это была «Очень страшная история» Анатолия Алексина), я так ей обрадовалась, что было совсем неудивительно, когда дочь тоже решила ее почитать.

Читайте ребенку вслух. Даже если он уже давно умеет читать сам, благодаря Вам он может познакомиться с более сложными произведениями. Я читала своим детям и стихи Мандельштама, и «Евгения Онегина», и «Вечера на Хуторе близ Диканьки», получая неимоверное удовольствие. Да и им так было гораздо проще справиться с образами Мандельштама и потрясающим, невероятно «вкусным», но сложным языком Гоголя.

Читая вслух, пользуйтесь «законом Шахерезады»: обрывайте чтение на самом интересном месте. Это станет залогом того, что ребенок, не умеющий пока читать, будет с нетерпением ждать следующего захода. А если Ваш малыш уже читает, предложите ему узнать, что же было с героем дальше, самостоятельно. И не забывайте задавать вопросы по тексту: ненавязчиво расспросите, чем же все закончилось, обсудите сюжет и поступки героя. Это поможет ребенку «утрамбовывать» прочитанное, переводя его из сферы эмоций в сферу слов и выводов.

Заведите ребенку его собственную библиотеку и возьмите себе за правило покупать по одной детской книге, скажем, в месяц. Или в неделю. Это поднимет самооценку малыша, не говоря уже о том, что дети просто обожают ходить по магазинам и выбирать что-то лично для себя.

Старшего дошкольника вполне можно записать в библиотеку. Так вы избавитесь от необходимости покупать все подряд, а у ребенка появится еще один день «встречи с книгой» – на этот раз на ее территории.

Никогда не заставляйте ребенка читать насильно. Никаких «еще страницу, а то гулять не пойдем» – кроме ненависти и отвращения это ничего не вызывает. По этой же причине не увлекайтесь чтением моралей и скучными поучениями на тему «Как хорошо уметь читать».

Если ребенок над книгой скучает, не нужно ее дочитывать. Пусть чтение ассоциируется с удовольствием. 

Простые советы для самых маленьких

Если Ваш ребенок делает первые шаги на пути знакомства с печатным словам, воспользуйтесь играми, которые сделают слова и буквы его верными друзьями:

– читайте наперегонки названия улиц и магазинов, рекламные плакаты и газетные заголовки, устраивайте соревнования, кто больше их увидит и прочитает;

– играйте в игры, требующие выполнения различных операций с буквами: «Эрудит», «Поле чудес», «Балда», «Виселица» – Вы наверняка знаете их еще с детства;

– если Ваш ребенок предпочитает изучению букв компьютер, совместите приятное с полезным: существует множество занимательных обучающих игр, играя в которые, ребенок учится между делом читать и считать;

– домашний кукольный театр, в котором Вы (в идеале – вместе с ребенком) сможете инсценировать прочитанные сказки – замечательное подспорье. Вы станете режиссерами, творцами, способными не только повторить прочитанную историю, но и изменить ее.

Закончить эту статью мы хотим словами французского мыслителя XVIII Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает». Так пусть Ваши дети читают.

Анастасия Старынина

22.08.2011 в 05:45 (1142) (1)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Юлия Вишнева 03.01.2013 в 18:35 написал(а):
Отличная статья!! Прочитала с удовольствием, взяла на вооружение некоторые мысли! Мы сыну сами читаем много, а вот он никак не хочет сам( Буквы с трудом учим. Кубики Зайцева эти брала у подруги - тоже занимались из под палки. Мама\\\\папа читает и все, дальше никак, включи мультки или компьютер(( И вот не знаю, толи заставлять, толи ждать пока сам заинтересуется.

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Дорогие мамуськи! Смотрите в ноябре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Рецепт диети...
В зоопарке «Лимпопо» в День сотрудника МВД пройдет традиционная акция, в рамках которой стражи правопорядка смогут посетить страну птиц и зверей бесплатно. Мероприятие провод...
9 ноября в 16.00 галерея "Вещь в Себе" приглашает мальчишек и девчонок, а также их родителей на мастер-класс! До Нового Года осталось не так много времени, поэтому п...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика