Визуал, аудиал, кинестетик…
Малыши как губки впитывают в себя различную информацию. Познание окружающего мира может происходить различными способами: при помощи зрения, слуха, распознавания запахов, тактильных ощущений. Умственное развитие каждого малыша происходит по индивидуальной схеме. Конечно, есть физиологические нормы, но они являются усредненными. Часто у ребенка преобладает какой-либо один способ познания окружающего мира, но это не говорит о том, что малыш не пользуется остальными способами!
Главная задача родителей и педагогов - понять, какой именно способ восприятия мира является доминирующим, и создать все условия для того, чтобы ребенок легче и быстрее изучал окружающий мир и максимально развивал свои умственные способности. При занятиях ребенка в школе или в дошкольных учреждениях необходимо учитывать, к какому именно типу относится ребенок, и строить систему обучения исходя из этого. К большому сожалению, современные учителя не учитывают этот фактор, да и многие школы просто не приспособлены для такой системы обучения.
Часто в классах практикуется система обучения, которая подходит далеко не всем детям, и именно по этой причине они просто не успевают в учебе. Родителям приходится повторять дома с ребенком пройденный материал, заново объяснять для лучшего усвоения. И - как ни странно - у родителей получается лучше, чем в школе! И это еще раз доказывает необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.
Итак, существует три типа усвоения любой информации.
Главная задача родителей и педагогов - понять, какой именно способ восприятия мира является доминирующим, и создать все условия для того, чтобы ребенок легче и быстрее изучал окружающий мир и максимально развивал свои умственные способности. При занятиях ребенка в школе или в дошкольных учреждениях необходимо учитывать, к какому именно типу относится ребенок, и строить систему обучения исходя из этого. К большому сожалению, современные учителя не учитывают этот фактор, да и многие школы просто не приспособлены для такой системы обучения.
Часто в классах практикуется система обучения, которая подходит далеко не всем детям, и именно по этой причине они просто не успевают в учебе. Родителям приходится повторять дома с ребенком пройденный материал, заново объяснять для лучшего усвоения. И - как ни странно - у родителей получается лучше, чем в школе! И это еще раз доказывает необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.
Итак, существует три типа усвоения любой информации.
Первый тип – визуальный. Психологи говорят о таком понятии как визуальная память. Малыши с развитой визуальной памятью лучше запоминают зрительную информацию. Это может быть чтение или просмотр картинок. Согласно статистическим данным, детей с развитой зрительной памятью около 65%. Определить такого ребенка несложно: если он при встрече с чем-то новым старается внимательнее рассмотреть этот предмет, подносит его к глазам, наклоняется к нему – скорее всего, лучше всего работает именно визуальная память.
Малыши-«визуалы» легко могут воспроизводить то, что увидели. Мысли, воспоминания, картинки остаются в памяти в виде зрительных образов, к которым у ребенка есть свободный доступ. Такие детки очень внимательны и могут при незначительных изменениях сказать, что в комнате или на рисунке что-то поменялось. Такие дети мыслят визуальными образами и поэтому часто хорошо рисуют, имеют талант к конструированию, лепке и прочим отраслям искусства.
При обучении таких детей основной акцент должен быть именно на наглядные рисунки. Часто можно услышать от ребенка: «Я не пойму, пока не увижу как это работает/выглядит». Основные пункты, на которые необходимо обратить внимание, должны быть выделены – цветом, большим шрифтом и т.д.
А вот слова и устная речь на такого ребенка действуют хуже. Если ребенку повторяют изо дня в день одно и то же, а толку нет, то стоит попробовать написать записки, «напоминалки».
Малыши-«визуалы» легко могут воспроизводить то, что увидели. Мысли, воспоминания, картинки остаются в памяти в виде зрительных образов, к которым у ребенка есть свободный доступ. Такие детки очень внимательны и могут при незначительных изменениях сказать, что в комнате или на рисунке что-то поменялось. Такие дети мыслят визуальными образами и поэтому часто хорошо рисуют, имеют талант к конструированию, лепке и прочим отраслям искусства.
При обучении таких детей основной акцент должен быть именно на наглядные рисунки. Часто можно услышать от ребенка: «Я не пойму, пока не увижу как это работает/выглядит». Основные пункты, на которые необходимо обратить внимание, должны быть выделены – цветом, большим шрифтом и т.д.
А вот слова и устная речь на такого ребенка действуют хуже. Если ребенку повторяют изо дня в день одно и то же, а толку нет, то стоит попробовать написать записки, «напоминалки».
Второй тип – аудиальный. К такому типу относятся дети со слуховой памятью, которых приблизительно около 30%. Усвоение информации идет тогда, когда ребенок ее слышит. Малыши со слуховой памятью любят говорить и слушать, часто можно услышать милые беседы с игрушками. Такие дети имеют довольно большой словарный запас и хорошо умеют пользоваться им для достижения своих целей.
Уже с раннего возраста малыши любят рассказывать сказки, стишки, потешки или даже сочинять их. Довольно часто такой тип детей обладает хорошим, музыкальным слухом и приятным голосом. Проблем в общении со сверстниками никогда не возникает, детки-аудиалы легко заводят себе друзей и становятся лидерами в компании.
Для запоминания малышам со слуховой памятью нужно проговорить информацию - про себя или вслух. Если во время занятия малыш шевелит губами или шепчет, это еще не говорит о том, что он отвлекается - он просто проговаривает полученную информацию.
Родители часто не понимают: как можно делать уроки под музыку или любой другой фоновый шум? А деткам со слуховой памятью это очень легко: именно равномерный музыкальный фон заглушает остальные резкие звуки и способствует лучшему усвоению материала.
Уже с раннего возраста малыши любят рассказывать сказки, стишки, потешки или даже сочинять их. Довольно часто такой тип детей обладает хорошим, музыкальным слухом и приятным голосом. Проблем в общении со сверстниками никогда не возникает, детки-аудиалы легко заводят себе друзей и становятся лидерами в компании.
Для запоминания малышам со слуховой памятью нужно проговорить информацию - про себя или вслух. Если во время занятия малыш шевелит губами или шепчет, это еще не говорит о том, что он отвлекается - он просто проговаривает полученную информацию.
Родители часто не понимают: как можно делать уроки под музыку или любой другой фоновый шум? А деткам со слуховой памятью это очень легко: именно равномерный музыкальный фон заглушает остальные резкие звуки и способствует лучшему усвоению материала.
Третий тип – кинестетический. Такие дети усваивают информацию при помощи касаний и движений. Кинестетиков мало – около 5%. Для лучшего усвоения материала таким малышам необходимо быть активными. Наиболее любимыми становятся предметы, при использовании которых необходимо работать руками или просто двигаться, проводить наглядные опыты, строить модели и т.д.
Некоторые учителя про таких деток говорят: «голова работает, только когда ребенок двигается». Но они просто не могут усидеть на стуле несколько часов подряд! При обучении такого ребенка необходимо делать непродолжительные перерывы для того, чтобы малыш мог подвигаться.
На таких детей часто вешают ярлыки «гиперактивный», «необучаемый» и т.д., но на самом деле в большинстве случаев учителя просто не учитывают способ усвоения информации и не могут найти правильный подход к ребенку. Стоит помнить, что дети-кинестетики обладают редкой способностью выражать свои чувства и контролировать себя при помощи движений. Из таких детей вырастают талантливые актеры, спортсмены и танцоры.
Даже если кинестетика приструнить и заставить сидеть спокойно, постепенно ребенок начнет постукивать пальцами, сучить ногами и др. Во время запоминания информации таким деткам важно делать что-то руками. Не стоит ругать ребенка, если во время объяснения урока, он не смотрит на учителя, а просто перебирает между пальцами ручку или карандаш – так лучше запоминается информация.
Некоторые учителя про таких деток говорят: «голова работает, только когда ребенок двигается». Но они просто не могут усидеть на стуле несколько часов подряд! При обучении такого ребенка необходимо делать непродолжительные перерывы для того, чтобы малыш мог подвигаться.
На таких детей часто вешают ярлыки «гиперактивный», «необучаемый» и т.д., но на самом деле в большинстве случаев учителя просто не учитывают способ усвоения информации и не могут найти правильный подход к ребенку. Стоит помнить, что дети-кинестетики обладают редкой способностью выражать свои чувства и контролировать себя при помощи движений. Из таких детей вырастают талантливые актеры, спортсмены и танцоры.
Даже если кинестетика приструнить и заставить сидеть спокойно, постепенно ребенок начнет постукивать пальцами, сучить ногами и др. Во время запоминания информации таким деткам важно делать что-то руками. Не стоит ругать ребенка, если во время объяснения урока, он не смотрит на учителя, а просто перебирает между пальцами ручку или карандаш – так лучше запоминается информация.
Юлия Лапушкина