Травля:кто виноват и что делать?
Особенность детского коллектива в том, что в нем возможно самое фантастическое основание для травли. Необязательно ребенок, попавший в немилость к сверстникам, глупый, имеет физические недостатки или скверные черты характера. Объектом издевательств может стать талантливый, красивый, добрый, отзывчивый.
Прежде всего, травят тех, кто не «свой», то есть отличается от остальных по каким-либо параметрам (рост, вес, национальность, материальный достаток, манера поведения). Или тех, кто неугоден лидеру группы. Причиной такой антипатии может быть даже скрытая зависть.
И все-таки самым главным критерием, по которому жестокая толпа детей выбирает себе жертву – это ее беззащитность. Обидчик бессознательно ищет тех, кто лишен адекватной поддержки. Тех, кого травить не страшно и тех, кто остается в меньшинстве.
Иллюзия справедливости мира
Мы всегда хотим знать, что и почему с нами случается. Это необходимо для того, чтобы разработать четкую программу действий, застраховать себя от бед и потерь. В нас говорит извечное стремление ориентироваться в окружающей среде и обеспечить свою безопасность – базовая потребность, без которой выживание немыслимо.
Любому человеку хочется, чтобы мир был прост, понятен и справедлив. Чтобы причины всех явлений лежали на поверхности. Чтобы в нем не было места невинным жертвам и роковым случайностям.
Но в мире есть место и тем, и другим. Нужно мужество, чтобы признать это. «Иллюзия справедливости мира» порой обходится нам дорого, порождая такое неприглядное явление как феномен обвинения жертвы. Когда люди, не разобравшись, говорят: «Так ему и надо», «Просто так никого не бьют», или «Если его травят, значит, он слабый». То есть жертва – всегда плохая, а все ее беды - результат «плохой кармы», «наказание за грехи» или следствие плохой социальной адаптации.
Кстати, такие нелепые и опасные предрассудки разделяют даже сами пострадавшие. Почти у всех жертв травли возникает чувство собственной виновности и неполноценности, желание понять: «почему это происходит именно со мной? Что я плохого сделал?». Они не в силах логически объяснить такой агрессивный порыв сверстников - бессмысленный и беспощадный. И вследствие непонимания они устанавливают самые невероятные причинно-следственные связи. Например: «Меня бьют, потому что полгода назад я взял тайком деньги у родителей» или «Это произошло, потому что у меня плохой отец» или даже «У меня слишком темные волосы».
В 90-е годы вышло огромное количество литературы, оправдывавшей любое насилие загадочным словом «карма». Тогда был государственный запрос на то, чтобы объяснить социальную несправедливость «кармическим долгом» или «Божественным наказанием». Даже на некоторых психологических тренингах люди боялись выражать сочувствие к жертве и побуждали ее взять ответственность за все только на себя. Пока такая установка не изменится в массовом сознании людей, наши мечты о правовом обществе так и останутся мечтами.
Лобное место
Педагоги совершают страшную ошибку, устраивая публичное обсуждение причин травли в присутствии жертвы: «Скажите, ребята, почему вы ее (или его) обижаете?». И сразу находится целый комплекс причин: «Она противная» «У него нос крючком», «Она вообще дура» и так далее… Люди пытаются оправдать свое недостойное поведение. В итоге несчастный ребенок получает вместо моральной поддержки новую порцию публичных унижений.
Позиция настоящего педагога и психолога (да и просто нормального человека) в такой ситуации проста. Никто не заслуживает избиений, оскорблений и издевательств.
Если ребенок сам ведет себя неадекватно, он нуждается в психологической коррекции и индивидуальном обучении. Но даже такое поведение не может служить оправданием насилия. К сожалению, очень многие забывают о такой точке отсчета. Нередко бывает так, что встретившись с жертвой травли и вроде бы сочувствуя ей, вы можете поймать себя на мысли, что она вас очень раздражает. Неуклюже двигается, невнятно говорит, как-то неправильно все делает. И, кажется, понятно, почему ее не любят.
Если ребенок вызывает такие эмоции (часто и без видимой причины), это признак его глубокой психологической травмы. Научившись выживать во враждебном окружении, он не умеет по-другому привлекать к себе внимание. Да, жертва насилия обладает свойством вызывать к себе крайне пристальное, критическое отношение. Но это не ее вина! И тем более не основание для травли. Это ее проблема, крик о помощи. Долг зрелого человека – не попасть самому в такую ловушку, а помочь другому выбраться из нее.
Крайне ошибкой также будет предположить, что жертва отличается так называемым мазохизмом, и ему нравится, когда его травят.
Гадкий утенок и будущий лебедь
Случай из практики
Мама привела девочку в психологический центр со словами: «Вот, сделайте что-нибудь с ней. Ее в школе все травят и бьют. Другие девчонки дружат с мальчиками, а она у меня гадкий утенок». Симпатичная школьница с недетским печальным взглядом пережила немало издевательств в стенах образовательного учреждения. Учителя тактично не вмешивались. Мать давала понять дочери, что та «наверное, в чем-то сама неправа». Но удивительнее всего была реакция специалистов центра. Они сказали, что мальчишки всегда задирают своих сверстниц, и в том, что группа парней периодически избивает ее ногами, нет ничего особенного. А ей надо просто красивее одеваться и вести себя более женственно…
Надо ли говорить, что единственным правильным решением здесь будет серьезное разбирательство администрации школы с такими учениками и их родителями. Девочку нужно немедленно вывести из среды, которая ее травмирует. Но этого мало – нужна социальная реабилитация: публичные извинения виновников, материальная компенсация от их родителей за вред, причиненный ее здоровью и имуществу.
Нельзя критиковать действия жертвы насилия, даже если они кажутся неудачными. Человек выживал, как мог. И по определению является достаточно сильным и достоин признания. Другое дело, что можно обсудить разные варианты поведения. Задача психолога – помочь девочке вернуть самоуважение, ощутить себя не беспомощной жертвой, а выжившим, победителем.
Многие родители, как в данном примере, судят с позиции ложной «объективности». Они полагают, что ребенок должен сам задуматься над своим поведением и разрешить свои конфликты со сверстниками. А иначе он никогда не вырастет и не научится за себя заступаться.
Конечно, от единичных дразнилок и «обзывалок» в школьной среде не уйти, ребенок должен уметь отвечать, уметь дать сдачи. Но совсем другое дело, если ваше чадо подвергается систематическим избиениям, оскорблениям, вымогательству и т.д. Другими словами, против ребенка систематически совершается преступление. И долг родителей – заступиться за него, иначе он может остаться искалеченным. И физические, и моральные травмы, если их не лечить, со временем, только усугубляются. Поэтому важно доверить ребенка специалисту, причем тому, кто имеет опыт работы с последствиями насилия.
Без социальной реабилитации и психологической помощи, человек бессознательно воспроизводит ситуацию травли в своей дальнейшей жизни. Он с большей вероятностью может пострадать от рук преступников, неверных друзей и непорядочных коллег. Или, наоборот - перенять эстафету мучителей и мстить за свои детские обиды другим, ни в чем не повинным людям.
Памятка родителям
Если ваш ребенок – жертва травли:
• Постарайтесь как можно быстрее изолировать его от обидчиков. Переводите в другой класс, школу, если это необходимо – переезжайте в другой район. Не ждите, пока случится трагедия.
• Окружите чадо заботливыми, любящими его людьми. Пусть это будут не только родственники, но и друзья, учителя, социальные и медицинские работники, которые жестко осудят насилие.
• Помогите ребенку найти дело, в котором он сможет достичь успеха и признания.
• Не побуждайте его рассказывать в подробностях о том, что с ним произошло.
• Не критикуйте его за неэффективную самозащиту.
• Ни в коем случае не оправдывайте насильственные действия сверстников замечаниями типа: «Ну ты же сам разозлил», «Огрызнулся – вот и получил», «Если будешь так себя вести, тебя вообще забьют». Ребенок уже «расплатился» не только за свои огрехи, но и за ошибки в его воспитании.
• Подчеркивайте достоинства сына или дочери. Если вы считаете необходимым какое-то замечание, сделайте его деликатно и сразу предложите реальную помощь. Вместо пренебрежительного: «Ты такой хлюпик, конечно, тебя соплей перешибешь», лучше сказать: «Тебе стоит поработать над физической формой. Мы можем записать тебя в спортивную секцию».
Если ваш ребенок – участник травли:
• Серьезно поговорите с ним о случившемся, побуждая описывать свои поступки от своего лица. Пусть он признается: «Я обозвал. Я ударил. Я пинал портфель», не прячась за слова «мы» или «все». Он должен почувствовать именно личную ответственность.
• Подробно расспросите, в ответ на какие действия он повел себя так агрессивно. Иногда бывает не сразу понятно, кого надо защищать и от кого.
• Дайте однозначную и жесткую оценку насилию. Объясните, что в любой ситуации у человека есть выбор, как поступить: ударить, оскорбить или отойти в сторону (разумеется, исключая случаи необходимой самообороны).
• Ссылайтесь на авторитеты: сверстников или старших товарищей, которые осуждают такое поведение или на кумира «Терминатор никогда бы так не поступил!».
• Обратите внимание ребенка на произведения литературы и кино, посвященные этой теме. Это и сказки Андерсена «Дюймовочка» и «Гадкий утенок» и знаменитый советский фильм «Чучело», и многие другие.
• Предложите ребенку представить себя на месте жертвы (можно даже разыграть такую ситуацию и спросить его о чувствах в такой роли).
• Принесет пользу и хороший психологический тренинг.
Помните, что если ваш ребенок – участник травли, это не значит, что он законченный негодяй и садист. Многие ребята испытывают серьезные моральные страдания, но не в силах противостоять давлению сверстников. Помогите своим детям проявить их лучшие качества.
Злата Балика