Профессиональная ориентация: Космонавт, бухгалтер, летчик...
Профессиональная ориентация ребенка начинается еще до кого как ему впервые зададут вопрос «Скажи, кем ты хочешь быть?». Чтобы ответить «космонавтом», «доктором», «шофером», «балериной» или «учительницей», ребенок должен уже представлять, чем же все эти люди занимаются.
Учитель или менеджер?
Скажите, а лично Вы знаете, почему чаще всего на этот вопросы дети дошкольного возраста отвечают именно «космонавт», «шофер», «доктор» и «учительница» и никто не собирается становиться «курьером», «менеджером по персоналу» или, скажем, «системным администратором», хотя у ребенка гораздо больше шансов стать именно бухгалтером или менеджером, чем вышеупомянутым исследователем космических глубин? Все дело в том, что, чтобы заинтересоваться какой-либо профессией, ребенку нужно не только узнать о ней из книг, рассказов родителей или других взрослых, но и поиграть в нее. А врачи-летчики-шоферы в плане интересности и наглядности оставляют курьеров с менеджерами далеко позади. Интересней, разве что, дочки-матери да «войнушка», но о половой самоидентификации мы поговорит в другой раз.
Вехи и этапы
База профессионального самосознания закладывается в возрасте двух с половиной-трех лет, когда ребенок начинает активно интересоваться миром взрослых. Это первая стадия – стадия создания наглядной основы, на которую опирается все дальнейшее развитие профессиональной самоидентификации, в том числе, представления о желаемой профессии и видение себя в ней.
Когда ребенку исполняется 10-12 лет, начинается следующий этап – подростковый. Он является краеугольным во всем, что касается становления человеческой личности, потому что именно сейчас начинают формироваться нравственные ценности и жизненные перспективы, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми – другими словами, личностные смыслы жизни. Метания, конфликты с собой и миром, самопознание и самокопание, характерные для этого возраста, включают в себя и запрос на самопознание в профессиональной сфере. Общаясь с друзьями, подросток выявляет качества своей личности, которые имеют отношение к той или иной специальности, оценивает их, «примеряя» на себя разные виды деятельности. Поэтому не надо пугаться и считать его легкомысленным только потому, что позавчера он хотел быть океанографом, вчера – переводчиком, а сегодня заявил, что точно пойдет учиться на ветеринара.
В возрасте 14-16 лет некие первичные ожидания сформированы – ребенок, пусть и в общих чертах, но уже представляет сферу деятельности, в которой хотел бы работать, хотя окончательную форму они принимают гораздо позже, подчас даже после окончания школы. С этим, кстати говоря, связаны разрывающие родителям сердца (и нередко и опустошающие кошелек) метания любимого чада по вузам и факультетам.
Ориентация на профориентацию!
Итак, процесс профессионального поиска себя долгий и сложный. Родители обязательно должны принимать в нем участие, направляя ребенка, давая ему шанс попробовать себя в разных профессиях, помогая узнать о них как можно больше, чтобы потом на основе этого материала ребенок мог делать какие-либо умозаключения о том, какое занятие (читай – специальность) ему более интересно, а какое – менее.
Как мы, родители, можем это сделать?
Во-первых, нужно наблюдать. Наблюдать за ребенком с самого раннего возраста: во что он любит играть, как проявляется его характер, что предпочитает делать – все это в будущем может стать частью его специальности. Любит общаться с друзьями, совать нос в чужие дела и давать советы? Возможно, перед Вами будущий психолог, журналист или адвокат. «Да он одного предложения без ошибок написать не может!» – возразите Вы. Но ведь главное – иметь ЧТО сказать, верно? А грамотности можно и научиться, было бы зачем.
Во-вторых, нужно предоставлять ребенку возможности пробовать себя в разных качествах.
«Ух ты, до чего красивый торт! И какой вкусный! – ахает пятилетний малыш. – А кто его сделал?». И вот, у Вас появился отличный шанс дать ребенку ощутить себя в роли кондитера и вместе с ним испечь торт-пирог-печенье или, например, приготовить суп (хотя суп, конечно, готовить не так интересно, как выпекать коржи, промазывать их приготовленным кремом и делать украшения).
Или, например, знакомое мамам всех девочек «А я тоже хочу такие бусы!». Нет проблем: почти в любом магазине детских игрушек всегда есть в продаже наборы из серии «Сделай сама» – бисер, бусины, стразы всех цветов и размеров. А Вы можете научить дочку, как подойти к этому делу профессионально: сначала придумать дизайн, проработать цветовую гамму, подобрать размер и узор. Это занятие (впрочем, как и многие другие) называется визуализацией – методом направленного воображения, которое способствует развитию конструкторских, художественных качеств, учит ребенка выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения. А там рукой подать и до логических рассуждений, когда ребенок учится выделять основные признаки объекта и его назначение, делает первые шаги в построении причинно-следственных и, что сложнее, обратных, следственно-причинных связей.
Помощь родителей на ранних этапах профессиональной ориентации состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть в том или ином деле главные стороны, его сущность, а не внешние атрибуты. Именно тогда шофер из «дяденьки, который ездит на машине» превращается в «человека, который развозит грузы или людей», а бухгалтер не просто «сидит за компьютером», а занимается математическими расчетами и заработной платой.
С подростками все гораздо серьезней, ведь выбор будущей профессии для них – дело уже не столь отдаленное. И чем больше ребенок пробует себя в кружках и секциях (не только спортивных), в олимпиадах и научных объединениях учащихся, тем больше возможностей он имеет для выявления личные склонностей и интересов, для осознания своих способности и соотнесения с ними своих запросов.
Родительские ошибки и опасения
Самая большая ошибка, которую могут допустить (и очень часто допускают) родители, – безапелляционное «Я лучше тебя знаю, что тебе нужно!». Да, у нас больше жизненного опыта, и мы представляем, какая специальность даст кусок хлеба с маслом, а какая – нет, но насильно «заталкивать» ребенка в профессию, к которой он не склонен – значит обрекать его на пожизненную каторгу. Поэтому, прежде чем заявить «Бухгалтер – это гарантированный заработок» или «Решено – будешь юристом!», подумайте, хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок стал адвокатом, с трудом читающим юридические документы, или бухгалтером, которого трясет от фразы «Тара под товаром и порожняя» и тошнит от цифр. Конечно, о заработке не думать нельзя. Но думать только о нем – большая ошибка.
Другое заблуждение – считать, что каждая минута на счету, и времени на поиски себя и раздумья у Вашего сына или дочери в обрез. «Быстрее выбирай, куда пойдешь, начинай работать в этом направлении – нужно готовиться, а то твой поезд уйдет!». Подобная спешка может привести к тому, что выбор будущей профессии будет сделан непродуманно, и уже на первом-втором курсе института Ваш ребенок поймет, что этим заниматься не хочет. Итог очевиден: отчисление по собственному желанию или по неуспеваемости или, если он не хочет огорчать родителей, нелюбимая лямка на всю жизнь.
И, конечно, если с Вами поделились представлениями о будущем, не стоит сразу кидаться возражениями, живописующими трудности, ждущие на этом пути: «У тебя не получится!», «А ты знаешь, как это дорого?!», «Да у тебя же по языку всегда еле-еле четверка выходила, какой из тебя переводчик?». Профессия – это выбор всей жизни, это самореализация и ощущение собственной значимости – искренний выбор ее дает силы к достижению, принося счастье и достаток. Определенно, все это стоит того, чтобы преодолеть любые трудности.
Чем раньше, тем лучше
Выше мы сделали акцент об игровой форме, в которой ребенку младшего возраста можно рассказать о разных профессиях. Нельзя не упомянуть и собственно об играх, которые помогут сформировать представления о той или иной специальности. Одна из них – «Волшебный мешочек». Сложите в непроницаемый мешок предметы, имеющие отношение к разным профессиям. Ребенок не глядя, только наощупь, должен назвать предмет и того, кто им пользуется на рабочем месте.
Игра «Угадай профессию по жестам» не будет выглядеть неуместно и на детском празднике: малыши не только подвигаются и повеселятся, но и сделают еще один шаг во взрослый мир, узнав, чем занимаются взрослые и чем, возможно, будут заниматься и они сами, когда вырастут.
Ну и, конечно, используйте стихи и загадки о профессиях – кто их не любит?
Анастасия Старынина