Муж, жена и Гагарин
Причем же здесь дети? – спросите Вы. Просто в былые годы, когда деревья были большими для нас, дети знали о космонавтах практически все, начиная с двух-трехлетнего возраста. Сегодня кое-какую информацию из энциклопедий они черпают лишь годам к шести-семи. И уж конечно не мечтают стать Юрием Гагариным столь же сильно, как каждый второй мальчишка лет тридцать назад. Ряд профессий, которые были в почете у дошколят в то время, просто неведомы для современных детей. Да и к чему становится крановщиком, если за это не платят? Увы, но азбука товарно-денежных отношений постигается нашими детьми раньше, чем обычный счет и алфавит.
- Папа, а когда у тебя зарплата? Мама сказала, как только ты денежку получишь, она мне трансформера купит.
- Мама, а если я буду хорошо себя вести, ты мне будешь денежки давать? За каждый день вот по столько (показывает десять пальцев).
- Родители, я решил копить на велосипед. Пусть на День рождения мне все дарят деньги!
В подтверждение подобных высказываний я обсудила со знакомым мальчиком котируемые в прошлом веке профессии. «Ты хотел бы стать»:
- Космонавтом? – нет.
- Машинистом? – нет.
- Археологом? – нет.
- Строителем? – нет.
- Шофером? – нет.
Про столяров, плотников и заводских работников я решила и не спрашивать. «Кем же ты мечтаешь быть?
- Бизнесменом.
- А почему?
- Потому что он много денег зарабатывает и может купить все, что захочет.
- А что он делает?
- На крутой машине ездит.
- А где он деньги берет на крутую машину?
- В банке.
Вот так, не делая ничего собственными руками и головой, бизнесмен зарабатывает деньги. По крайней мере, ребенок считает, что у этих людей деньги появляются сами собой - и это здорово! Зря ему сказку «По щучьему велению» читали.
- А в банке откуда деньги?
- Их туда люди приносят.
- Так потом людям их нужно отдавать.
- Не обязательно. Они же сами захотели их в банк положить.
Так и вижу в маленьком предпринимателе будущего финансового магната. Азы коммерции он уже постиг. «Ну а если не коммерсантом, то кем? Может летчиком или капитаном дальнего плавания?» Однако романтикой современную молодежь не привлечь. Ему ж на крутую машину копить.
- Тогда таксистом.
- Так это тот самый шофер.
- Нет. Таксист кого хочет, того и подвозит. И денег берет, сколько ему надо.
- А шофер?
- А шоферу сколько дадут.
Чуть позже они узнают о новых профессиях, не менее желанных, чем эти. Наши школьники мечтают стать чиновниками, чтоб, опять же, не понятно для детского ума, чем занимаясь, ездить на крутых машинах. Да еще с мигалками.
Возвращаясь в наше детство, вспоминаю, о чем же мечтали девочки. Учительница, повар, ветеринар. Швея на фабрике или продавец в магазине. Для нас не было не престижных профессий, тогда как наши дочери фыркают в ответ. Какие горизонты хочется покорить им?
- Модель.
- А почему?
- Ну, ходишь себе красиво. А на тебя все смотрят.
- А еще?
- Певицей можно или ведущей в телевизоре.
Удивительно, но в моде публичность. Маленьким девочкам очень хочется показать себя миру. Класса в тридцать человек для этого недостаточно. Нужны сцена, подиум и игра на камеру. Волшебный мир, наблюдаемый ими сквозь экран телевизора, манит наивных девочек своей яркостью и свободой выражения собственных эмоций. Опять же не надо изрядно напрягаться, чтобы спеть песню или продемонстрировать наряд. Легко и эффектно. Красиво и без лишней пыли.
Кажется, наши милые детки, припекаемые лучами телеэкрана, расцветают раньше положенного срока. И вместо трогательного невинного бутона белых тюльпанов мы собираем урожай огненно красных роз. Они с пеленок кричат о своих желаниях, отстаивают свое мнение и несут свою идеологию. Когда моя пятилетняя дочь, увидев у ЗАГСа жениха и невесту, вместо того, чтобы предаться умилению и восторгу, со знанием дела сказала: «Мама, а у них сегодня ночью будет секс», - я поняла: с влиянием голубого экрана нужно что-то делать. Но она же не смотрит откровенные кадры, взрослые фильмы и передачи! Не наблюдает интимных сцен у себя дома и при этом знает все о супружеских отношениях. Муж у нее появился еще в трехлетнем возрасте в группе детского сада. Непростые семейные коллизии пересказывались мне ежедневно. Да и наблюдать приходилось:
- Все, жена, я тебя больше не люблю!
- Нет! Не уходи, я тебе все прощу-у-у, - слезы продолжались до тех пор, пока благоверный не брал свои слова назад.
- Ты мне не даешь свои игрушки. Я найду другую жену.
- Нет, дорогой, я на все согласна…
Потом какое-то время наша красавица была беременной, не давая мне обнять себя:
- Мама, осторожно, у меня в животике ребенок.
Далее появилась виртуальная дочка, которая всюду ходила за мамой. При этом в куклы мы не играли, кашей мишек не кормили и заек не укачивали. Просто была некая Вика, которую видела только наша дочь.
Совсем недавно девочка перестала горевать по поводу перехода ее мужа в другой садик. Но скоро школа, и там снова будет он – покоритель ее детского сердца.
Какие еще изменения претерпело мировоззрение наших детей за двадцать лет? Не имеет смысла отрицать, что они живут совершенно другими ценностями и идеалами, в свои от двух до пяти знают то, что было неведомо нам, и хотят жить проще, чем это делаем мы.
- Папа, а когда ты был маленьким, ты хотел стать супергероем?
- Да!
- А кем, суперменом или человеком-пауком?
- Юрием Гагариным.
- А кто это?
Трижды мама