Заикание у детей: когда речь становится страданием
Для тех, кто заикается, речь – сплошное напряжение. Никакие попытки расслабиться и успокоиться не помогают – заикание становится только сильней, мышцы лица и тела зажимаются, стискивая, как железные латы. Посмотреть на собеседника, ответить взглядом на взгляд – настоящая пытка...
Причины заикания
Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожными запинками – является не до конца изученным на сегодняшний день заболеванием. Относительно причин его возникновения и методик лечения специалисты до сих пор не пришли к единому мнению.
Считается, что возможные причины заикания можно разделить на три группы:
– запаздывающее речевое развитие: ребенок начинает запинаться, не справляясь с убыстряющимся темпом, потоком новых слов и речевых структур. Случается это, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет, в наиболее активный период развития речи;
– некий функциональный дефект, из-за которого у ребенка формируетсяпредрасположенность нервной системы к развитию заикания;
– стресс, испуг: ребенка напугала собака, он упал с качелей, воспитательница в детском саду повысила на него голос и т.д. Однако хочется повторить, что не каждый ребенок, испугавшись собаки, начинает заикаться: таким образом, мы возвращаемся ко второй причине – предрасположенности нервной системы.
Мучительное эхо
Как можно представить заикание? Готовя и произнося какую–либо фразу, мы не слышим конкретно то слово, которое сейчас произносим. Для того, кто заикается, речь визуализирована, он говорит как по-написанному, слыша каждый отдельный звук в момент его произнесения – примерно так же мы слышим чуть запаздывающее эхо. Соответственно, фраза распадается на слова, слова – на звуки, возникают шумы; в итоге, сказав «ма», второй слог он договорить уже не может: речевой аппарат свела судорога. «Застопориваются» согласные – они становятся кирпичами, перекрывающими путь речи; вместо того, чтобы просто выдохнуть согласный звук, заикающийся акцентирует, зажимает его – «забивает», словно гвоздь.
Само по себе заикание бесследно исчезает только в 20% случаев и только в раннем детстве, и главная задача родителей на первом этапе, когда они впервые заметили у ребенка речевые запинки, – не акцентировать на них внимание самого ребенка, чтобы они не закрепились. Онобычно сначала их не слышит, но стоит ему осознать, что с ним что–то не так, малыш начинает волноваться, пытается избавиться от дефекта и скрыть его от окружающих. Но чем больше он прикладывает усилий, тем сильнее судороги, которые снова порождают волнение. Ребенок хочет поскорей выразить свою мысль – он начинает торопиться, но спешка только усиливает спазматические задержки... В итоге возникает порочный круг, приводящий к страху речи и неврозам.
Психология заикания
Хочется обратить внимание на то, что заикание проявляется не всегда и не везде, а только в эмоционально значимых ситуациях, когда ребенку действительно важно донести до собеседника то, что он хочет сказать. Когда же он разговаривает во время игры с куклой или мишкой, заикания Вы не услышите – рядом нет аудитории, соответственно,он не волнуется. Иерархия у каждого своя: иногда дети не заикаются при родителях, но заикаются во время разговора с друзьями, иногда наоборот, ребенок может прекрасно болтать с одноклассниками на перемене, а стоит выйти к доске, как слова намертво прилипают к губам. Однако любая ситуация, когда нужно обратиться с вопросом к постороннему человеку (например, на улице), становится стрессом, а поход в магазин, где необходимо общаться с продавцами, – настоящий кошмар любого страдающего заиканием.
Эта болезнь имеет страшную память: однажды начав заикаться и поняв, что ты это делаешь (только после осознания человеком своего дефекта говорят о заикании, до этого момента речь идет о «запинках»), полностью избавиться от этого крайне трудно. Не помогают даже лекарства – стоит прекратить прием, возвращается волнение, а с ним и заикание.
Если говорить о комплексных методиках, с помощью которых можно справиться с заиканием, то их существует несколько – реабилитация по Шкловскому, система Асатиани и Власовой, система Некрасовой, система Арутюнян, на которой я и хотела бы остановиться.
Согласно ей коррекционная работа ведется одновременно по трем направлениям:
1. логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог;
2. психотерапия, направленная на избавление от чувства тревоги в связи с актом речи;
3. психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.
Трудная дорога
Процесс избавления от заикания длительный– около двух лет – и непростой, однако сумев понять все о своем недуге, открыв все его тайны, можно выстроить новый речевой стереотип. Мы не учимся правильно говорить букву «п» или «т» – мыпрокладываем новую дорогу для нашей речи, выстраиваем ее заново, учимся говорить с самого начала:с первого правильного выдоха, первого слога, первого слова.
Как проходит работа, зависит от возраста: со школьниками и взрослыми работа ведется в группах, и залогом победы служит высокая мотивация, полная отдача иискреннее желание избавиться от заикания. Я всегда задаю вопрос: «Ты готов поставить лечение на первый план? Ты готов все отодвинуть, чтобы вылечиться, чтобы стать новой личностью?». И только если в ответ слышу «да», мы начинаем работать.
Как ни странно, для некоторых заикание оказывается той лазейкой, при помощи которой можно добиться неких поблажек и льгот: и учитель лишний раз не спросит, и к доске не вызовут, и на экзаменах подход другой... Иногда ребенок настолько к этому привыкает, что даже готов продолжить заикаться, лишь бы с него не начали спрашивать как со всех, – уговаривает и успокаивает себя, убеждает, что ему ничего не мешает, что он вообще не заикается...
Когда же речь идет о детях младшего дошкольного возраста, то основная нагрузка ложится не на специалиста, а на родителей. Первое и главное, что нужно сделать, – забрать ребенка на месяц–два из детского сада, чтобы лишить его возможности бесконтрольного общения. Это крайне важно, потому что еще одной особенностью заикания является наличие у него «памяти». Мы отрабатываем новую речь, прокладываем, как я уже сказала, новую дорогу, а старая медленно, но вернозарастает травой. Но стоит хоть раз ослабить контроль, позволить ребенку заговорить по-прежнему, как эта трава мгновенно засыхает, и заикание возвращается, нередко – в еще более отягощенной форме. Поэтому, занимаясь с малышами, я предварительно встречаюсь со всей семьей, потому что каждый ее член должен отдавать себе отчет, что он несет ответственность за ребенка.
Второе – Вы заменяете всю речь с ним на пение или растянутую речь. Мы уже говорили о «кирпичах–согласных», однако песни строятся на гласных – и при помощи песен мы постепенно, шаг за шагом, переводим ребенка на плавную речь.
Третье – не нужно фиксировать его внимание на заикании, не нужно ему сообщать о его проблеме – это ему не поможет, как не поможет и многократный повтор «споткнувшегося» слова по настоянию мамы.
На старт, внимание... Тишина!
Чтобы научиться говорить, нужно, как то ни парадоксально, замолчать. И первый этап в нашей работе – режим молчания. Мы как бы ставим нашу речь на стоянку, будто сломавшийся автомобиль – нельзя же ремонтироватьна ходу!
Хочу сразу подчеркнуть, что говоря «молчание», я имею в виду самое настоящее молчание во всех ситуациях, в которых возможна спонтанная речь. Примерно на полторы недели у детей и 5 дней у взрослых. Мы отрабатываем жестовую речь, для малышей, еще не умеющих писать, заранее готовим специальные рисунки–записки: «Хочу есть», «хочу пить» и т.д.; кто умеет писать, переходит на общение при помощи листка бумаги и карандаша.
Второе, чему мы учимся, – спокойствию. Нужно научиться его находить, чувствовать. Речь должна быть для нас не стрессом, а успокоением.
Третье – мы «подключаем» руку. Необходимо это затем, что во время заикания происходит нарушение внутренней синхронизации естественного речевого цикла, и помогают в этом случае внешние синхронизаторы – мерное тиканье метронома, речь хором или рука: мы добиваемся согласованности речи с движениями пальцев, диктующих ритмико-интонационный рисунок фразы. Представим, что пальцы напрямую – будто кукла на ниточках –соединены с губой, и именно они и отвечают за нашу речь, становятся нашим метрономом, помогающим нам выстраивать эмоционально окрашенную речь. Нажимом каждого пальца можно выстроить как отдельное слово, так и целую фразу с указанием ударения или смыслового акцента.
Конечно же, научиться всему и сразу невозможно – новообретенная правильная речь сначала безумно медленная и всем бросается в глаза. Это совершенно нормально, ведь и только–только научившегося держать карандаш ребенка мы не заставляем писать под диктовку на скорость. Как он сначала выводит крючочки и палочки, так и мы выстраиваем речь из слогов.
Затем начинается длительная отработка – сначала в кабинете, где моделируются разные ситуации, устраиваются тренинги с ролевыми играми. Затем – выходы выходов «в люди», где ребенка на первых порах сопровождают логопед и мама. Цель – поиск стрессовых ситуаций: ребенок должен опробовать новую речь на всем, чего до сих пор боялся. Вместе с группой поддержки он идет в магазины, обращается к прохожим на улице, звонит по телефону... Сначала – да, это кажется чем–то безумно страшным и непреодолимым, но потом ребенок осознает: «Я говорю! Меня понимают!».
Впереди еще долгая дорога длиной почти в два года: дневники с отчетами, регулярные созвоны, встречи на микрокурсах, экзамены – настоящие, с билетами, перед «экзаменационной комиссией» из друзей или родственников, когда просто ведется беседа на разные жизненные темы...
Мы общаемся и получаем от этого удовольствие.
Ведь речь – больше не страдание, речь – это удовольствие.
Благодарим за помощь в подготовке материала логопеда Заграевскую Анну Александровну