Интеллектуальные игры: младший дошкольный возраст
В этой статье в очередной раз хочется «объять необъятное» - рассказать о всем многообразии методик и методических пособий, предлагаемых для детей младшего дошкольного возраста, причем сделать это так, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, не развился комплекс родительской неполноценности (и это не сделали, и об этом не знали), а появилось желание с ребенком заниматься. Я написала «заниматься»? Конечно же, я имела в виду «играть».
Именно игра является той тоненькой ниточкой, которая соединяет то, что «нужно» (и нужно, как правило, нам, родителям: логика-математика-чтение-иностранный язык-конструирование... Какие скучные для ребенка слова, правда?), и то, что «хочется». А что больше всего на свете хочется ребенку? Играть. Наша задача - подобрать игры, лишенные излишнего дидактизма, игры которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых малыш не только получал бы удовольствие, но и овладевал определенными навыкамии умениями, которые понадобятся ему в жизни. Жизни, что год от года набирает темп и все безжалостней относится к тем, кто не готов за ним поспевать.
Мозгу тоже нужна тренировка
Итак, чего же хочет среднестатистический родитель от своего ребенка годам эдак к пяти-шести? Чтобы тот был смышленым, чтобы умел логически мыслить (чего часто не хватает и взрослым), чтобы научился считать и читать, чтобы имел хорошо развитую речь, память, воображение - в том числе и пространственное, чтобы у него были хорошо развитые ручки (дабы не иметь проблем в школе), чтобы он был внимательным и аккуратным... Стоп-стоп-стоп, это уже просто какое-то описание совершенного человека будущего! Такой список способен напугать кого угодно, и ребенка - в первую очередь. Давайте попробуем обратиться к мнению специалистов - тех, кто целенаправленно занимается развитием детей, причем не только своих собственных.
Вот что удивительно: говоря, например, об интеллекте, которые нам обычно представляется чем-то цельным, неделимым, они четко разграничивают «вербальный» - приобретенный - интеллект (нарабатываемый при помощь мамы-папы, которые много ребенку читают, рассматривают с ним энциклопедии, посещают различные мероприятия) и интеллект врожденный, «невербальный», к которому относится способности к синтезу и анализу, психические процессы внимания, умение формировать причинно-следственные связи, мелкая моторика, память. Как и все «врожденное», это куда сложнее поддается корректировке, нежели простое наращивание знаний. Однако именно его и нужно в первую очередь тренировать - это та самая «косточка», которая потом обрастает «мясом» знаний и умений, будь то иностранный язык или математика. А уж что вы выберете в качестве «гантели», чтобы мышцу накачать, - решение за вами.
В противном случае ваш ребенок может прийти в первый класс, умея читать и писать и имея практически энциклопедические знания, однако же совершенно не умея организовываться свою деятельность, сфокусировать внимание, слабо ориентируясь во времени и пространстве. Недаром учителя жалуются, что у половины первоклашек слабо развита речь, они не умеют формулировать; у многих недостаточно развита моторика мышц, так что они не могут толком ни писать, ни рисовать. Это значит, что их обучали, пропустив некоторые очень важные «элементы фундамента», что грозит прочности всего «здания».
Но пока нам до первого класса еще жить и жить, и мы точно не упустим самого главного. Чего же?
Ее Величество Игра
И снова я вернусь с того, с чего начала: игра. Но не та, что банально ориентируется на отработку того или иного навыка, а игра с большим количеством конструктивных элементов, универсальная в плане возраста (пара логических звеньев для малышей и многоходовая комбинация с неожиданным решением для детей постарше), многофункциональная, позволяющая как можно полнее раскрыть и пустить в дело творческий потенциал ребенка. Этакая волшебная палочка, одним взмахом которой можно было бы постичь буквы, цифры, выучить цвета, натренировать мелкую моторику, память, воображение, внимание. Думаете, подобное невозможно? Вовсе нет. Большинство современных развивающих игр отвечают всем этим требованиям, причем многие из них еще и «завернуты» в сказку, которая добавляет обучению привлекательности в глазах ребенка.
Но довольно общих фраз - давайте же посмотрим, какие группы развивающих игр на развитие каких качеств направлены.
Конструкторы
Самые разные - деревянные и пластмассовые, цветные и однотонные, с разным количеством элементов разных геометрических форм, они реализуют одну из наиболее ярко выраженных потребностей ребенка - потребности привнести в мир что-либо, сделанное собственнымируками.
Конструкторы для самых маленьких предлагают ребенку правильно подобрать фигуру, вставив ее в определенное место (параллельно идет освоение таких основополагающих понятий, как маленький, большой, меньше, больше; изучаются цвета, формы), те же, кто постарше, могут не только собирать предложенные схемы (как правило, каждый конструктор предлагает две-три модели, которые можно из деталей собрать), но и сочинять свои собственные.
Помимо очевидной пользы - ребенок учится решать глазомерные задачи, развивает моторику, внимательность, ловкость и т.д., эта игра носит крайне важный психологический оттенок, позволяя ребенку проявить свою индивидуальность и креативность, учит его мыслить стратегически, повышает самооценку - словом, способствует формированию гармоничной личности.
Мозаики
Помните далекое детство и мозаики с мелкими шестиугольными элементами тусклых цветов, которые нужно было втыкать «ножками» в шестиугольное же «блюдо»? Не знаю, как у вас, лично у меня ничего интереснее цветочков не получалось. Соответственно, интерес пропадал практически сразу. А ведь для непослушных детских пальчиков нет ничего более полезного - мозаики не только учат пальчики ловкости, но еще и аккуратности, усидчивости, развивают зрительное внимание, способности к моделированию, пространственное и абстрактное мышление.
К счастью, сейчас существуют мозаики на все возраста - не только всех размеров (размер фишки для самых маленьких - 6 см, для сознательных ребят постарше, уже не пытающихся пристроить ее первым делом в рот - 1, 5 см), но и собирающиеся по-разному: какие-то со знакомыми нам «ножками», другие собираются за счет пазов, третьи «чашечками» надеваются на выпуклые «шишечки» игрового поля.
Даже наощупь мозаики могут быть разными, давая дополнительный стимул для развития сенсорики, знакомя ребенка с несколькими формами одновременно.
Начните с совместных игр - пусть ребенок учится повторять за вами, продолжает начатый вами рисунок, постепенно переходя на воплощение предложенных заданий и - наконец - творя самостоятельно. Параллельно идет запоминание основных цветов, кроме того, фишки - идеальный дидактический материал для обучения азам счета.
Но это не все: мозаики бывают не только пластмассовые, но и магнитные, состоящие из различающихся по цветам и размеру геометрических фигур, из которых можно создавать на металлической поверхности цветные картинки.
Разрезные картинки, паззлы, рамки-вкладыши
Пожалуй, это наиболее мультивозрастная категория игр - паззлами увлекаются и взрослые, самозабвенно собирающие огромные, состоящие из тысяч элементов, картины.
Суть этих игр, так или иначе, сводится к тому, что нужно найти каждому элементу свое место, собрать из нескольких элементов (картинка для самых маленьких разрезана всего на 2-4 части) нечто осмысленное. При этом развивается мелкая моторика, закладываются основы логического и пространственного мышления, количества и счета. Ребенок наглядно постигает, что такое «часть и целое», учится комбинировать, просчитывая на несколько шагов вперед - учится ориентироваться на плоскости, видеть целое в деталях, складывать картинку в голове.
Как правило, планшеты и картинки тематические - ферма, животные, игрушки, геометрические фигуры, профессии и т.д., а значит, идет активное познание мира, расширяется словарный запас, развивается речь, эмоциональная сфера и, конечно же, усидчивость, внимание и аккуратность.
Рамки-вкладыши также используют для развития кисти у детей постарше (и тут мы снова возвращаемся к мультифункциональности) - для обводки по контуру и штриховки, с их помощью можно изучать геометрические фигуры, размеры и их соотношение.
Шнуровки и волшебные коврики
Скажите, ваш ребенок любит шнуровать ботинки? Готова поспорить, что нет, да и кому может понравиться эта скукота? А если ботинок деревянный? А если это вообще не ботинок, а яблоко, и в руке у него веселый червячок? А если это домик, тигр, лошадка? Тогда дело идет куда веселей, причем параллельно с приобретением бытового навыка малыш научится массе полезного. Тем более, что многие игры-шнуровки являются многофункциональными. Пришнуровываемые элементы можно вкладывать в рамки, обводить по контуру, считать. Можно создавать свои собственные композиции, а подробные приложения не только содержат тексты песен и сказок, которыми можно занятие сопроводить, но и подскажут, как избежать ошибок и сделать ручки малыша умными и ловкими.
Серия «Волшебный коврик» поможет полностью включить воображение ребенка. Наборы самые разнообразные - можно собирать зверюшек (включая невиданных, живущих только в сказочном Лукоморье), можно создавать картины и декоративные орнаменты, можно придумывать человечков, причем с разным настроением и характером! Существуют красочные коврики, изготовленные из разных видов тканей и различными видами застежек (липучки, шнуровки, пуговицы, крючки), на них есть кармашки, зеркальца, пищалки - словом, все, что нужно для развития моторики, тактильных ощущений, речи. А есть наборы из ковролина, где каждый элемент снабжен липучкой - откреплять-закреплять их очень просто, что немаловажно для детей. Детали универсальны, и совсем скоро фантазия включается на полную, ведь ребенок чувствует себя настоящим творцом - он заставляет клоуна плакать и смеяться, он может превратить его в колобка или снеговика, а то и вовсе в пресловутую неведому зверушку. Получается, что, комбинируя, ребенок учится еще и передавать настроение, прорабатывая эмоциональную сферу. Можно сопровождать игры стихами и сказками, развивая речь и память, можно даже разыгрывать целые представления.
А с самыми маленькими можно играть во «Что изменилось» - добавляя или убирая у зайца ухо, а у клоуна - пуговицу
Многофункциональные авторские методики
Их очень много и они направлены на развитие той или иной сферы. Как правило, это логика, пространственное мышление и математика - ребенок учится делить целое на части, измерять объекты условными мерками, упражняется в запоминании состава чисел, вплотную подходит к основным математическим действиям. Наиболее известными являются имена Монтессори, Никитиных, Дьенеша, Кюизенера, Воскобовича. Существует также много родителей-новаторов, чьи идеи сейчас тоже воплощаются в жизнь - как правило, их игры являются усовершенствованными вариантами уже хорошо известных.
Не останавливаясь подробно на каждой, можно сказать, что целью своей они ставят максимальное развитие творческого потенциала ребенка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению. В частности, игры с блоками Дьенеша вплотную подводят ребенка к понятию множеств, при помощи палочек Кюизенера можно с легкостью постичь принцип цвет-длина-число, а следом - правила сложения-вычитания и даже умножения-деления (а самые маленькие вместе с ними с легкостью освоят устный счет в пределах десятка и научатся выкладывать красивые разноцветные композиции). Задания Никитина разработаны так, что если с первыми ступенями самостоятельно справятся и малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого. Игры Воскобовича образны и универсальны, все задания построены на волшебных сказках и добрых героях, которые, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.
Из методик раннего чтения наиболее популярна складовая методика Зайцева. У него же есть методика изучения при помощи кубиков английского языка.
Развитие речи
В первую очередь это, конечно же, общение с ребенком и чтение вслух. Кроме того, в раннем возрасте практически все игры и игрушки так или иначе стимулируют речевое развитие. Но есть и те, которые являются тренажерами для этой и эмоциональной сфер ребенка. Например, кукла-перчатка, позволяющая устроить театрализованное представление прямо дома. Но, переходя с руки взрослого на руку ребенка, она становится поистине волшебной, позволяя ему проиграть несколько ролей, отработать модели поведения, психологически проработать ту или иную ситуацию (это ведь только нам, взрослым, кажется, что у трехлетки нет глубоких эмоциональных потрясений), и такие хорошо знакомые нам настольные игры, как домино и лото. Сейчас появилось множество модификаций этих игр - не только с цифрами и точками, но и тематические: домино, посвященное сказкам, предметам обихода, транспорту; лото и его вариации (серия «Парочки») на темы животного и растительного мира, благодаря которым малыш учится работать с вербальной информацией, учится запоминать, формулировать ответ, выделять у предмета характерные признаки, выстраивать логические цепочки.
Конечно же, мы охватили далеко не все, что предлагается магазинами развивающих игр, но, думаю, даже эта статья поможет вам сориентироваться в их обширном ассортименте и выбрать то, во что вам обоим (обязательно обоим!) будет интересно играть. И учиться. А ведь учиться совсем несложно, когда при этом испытываешь долгоиграющий восторг.
Комментарии
- Консультант по ГВ 06.10.2011 в 15:03 написал(а):
- Есть хороший способ научить ребенка засыпать без груди. Он предполагает наличие у мамы достаточного времени и терпения, но наименее травматичен для ребенка: http://mama-city.ru/articles/bf/zasypanie.html Если вопрос решить нужно быстро, то можно привлечь к укладыванию взрослого, которому доверяют мама и ребенок и который сможет создать свой ритуал укладывания, например, вот так: http://www.nnmama.ru/forum/viewtopic.php?f=103&t=27797