Один шаг до школы
В наше время посещение детского сада - дело отнюдь не необходимое и не неминуемое, а подготовка к школе все чаще является обязанностью самих родителей. Но мы не всегда понимаем, что именно входит в методику подготовки не в индивидуальном порядке, а именно в коллективе.
Готовность к обучению выражается не только в готовности интеллектуальной. Обучить ребенка счету и письму - дело не из легких, однако это не дает гарантий, что он будет получать удовольствие от обучения в школе, и предметы будут даваться ему с легкостью. А в желании, чтобы ребенок стал лучшим учеником в классе, просматриваются лишь амбиции родителей, и это опасно, когда собственный ребенок рассматривается лишь через призму успешности в школе.
Один шаг до школы
Что же включает в себя готовность к школе? Мозг семилетнего первоклассника по своим функциям и строению близок к мозгу взрослого человека – ребенок готов к серьезным задачам, осмыслению и анализу материала, к познавательной деятельности. У него уже в достаточной степени развита произвольная память, механизмы запоминания срабатывают не только на эмоциональном фоне, но и потому, что ребенок задался целью запомнить что-то и применил эти способы на практике. Вырабатывается произвольное внимание, когда шаг за шагом следуя указаниям, он может выполнить какое-либо задание. Словарный запас на этот момент составляет около 14 тысяч слов. Ситуативная речь сменяется речью контекстной. Ребенок начинает говорить не только о своих наблюдениях, как раньше. Выражения типа: «А тут он ему ка-а-ак! И все засмеялись так. А он нам – ух!» постепенно уходят из его лексикона.
У ребенка развит кругозор, он уже многое знает об окружающем мире. Свои мысли излагает последовательно, лаконично, развернуто и понятно, используются абстрактные понятия. К 6-7 годам тормозные реакции созрели до такой степени, чтобы по просьбе взрослого или по собственной воле держать себя в руках, соответствовать социальному статусу ученика. Ведь при помощи признанных социальных правил устанавливаются отношения в классе, а они нередко бывают непростыми и строятся на нахождении и поддержке баланса между товариществом и соперничеством (одноклассники), подчинением и самостоятельностью (учитель).
Волевая готовность к школе
Все школьные годы, а это одиннадцать лет, ребенку нужно будет усиленно трудиться, справляться с поставленными перед ним задачами, доводить дела до конца, не отвлекаясь на посторонние моменты. Чтобы этого добиться и справиться с этим, ребенок должен научиться контролировать свое поведение и управлять умственной деятельностью. Благодаря контролю взрослых, их указаниям, регулирующим поведение, и начинается обучение этим навыкам. Это все откладывается в голове ребенка, и он начинает сам делать это. Этим и определяется волевое развитие. К началу школьного периода главные составляющие воли уже сформированы, но их развитие еще не полноценное, так как не все цели кажутся для ребенка безусловными, а их достижение диктуется мотивацией, а она, в свою очередь, всецело зависит от родителей.
Что же необходимо предпринять, чтобы заинтересовать ребенка для достижения цели:
- помочь принять цель, а не просто озвучить ее конкретно и понятно;
- донести до ребенка, что нужно доводить начатое дело до конца;
- учить не отступать перед трудностями;
- помогать ребенку в достижении поставленной цели (по необходимости).
Нередко родители допускают ошибки в том, что разрешают остановиться на середине пути – мол, в целом все сделано правильно, а остальное получится само собой. Но ведь ребенка нужно сразу ориентировать на результат, на качественное и точное выполнение поставленной задачи. Это равнозначно смыслу выполнения какого-либо задания или поручения: не только получить удовольствие от самого процесса или усердий, приложенных к его выполнению, но и сам факт – не «делал», а «сделал».
Также психологи выделяют интеллектуальную готовность к школе и социальную (или социально-эмоциональную) готовность к школе.
Наталия Абалмасова