Интеллектуальная готовность к школе
Под интеллектуальной готовностью к школе подразумеваются не только навыки чтения, счета и письма, которые первыми приходят на ум, но и определенная степень кругозора, стремление к познанию нового. Если говорить точнее, то ребенок должен:
- знать город, адрес, где он проживает;
- знать, где и кем работают родственники и близкие люди, их имена и отчества;
- хорошо разбираться в последовательности времен года, знать их характеристики;
- ориентироваться в днях недели, месяцах;
- распознавать по виду животных, деревья, цветы;
- ориентироваться в пространстве, времени и ближайшем окружении;
- иметь свою точку зрения, делать выводы, анализировать собственные высказывания.
Ребенок не сможет в полной мере набрать нужные знания одним только опытом, ему необходима помощь взрослых, так как не всегда новые события могут автономно включиться в представления ребенка о чем-либо, создать полное представление об окружающем мире. Задача взрослых – посодействовать систематизировать новые факты, выстроить логическую цепочку и суметь применить это на практике. Приедем примеры заданий, которые помогут отработать навыки получения информации, и ее анализа; умение обобщать и искать различия; выделять конкретные признаки и так далее.
1. Попросите ребенка выделить части из целого по определенному признаку, например, дерево: корни, ствол, листья. В этом задании можно варьировать уровнями сложности: самый легкий – это сделать, когда предмет находится перед глазами, немного сложнее – по картинке, и самый трудный – делать это по памяти, держа в уме образ предмета.
2. Попробуйте найти обобщающие признаки в группе слов:
– корова – коза;
– персик-яблоко;
– ложка – вилка и т.д.
Еще вариация данного задания: выберите слово, например, шапка и предложите ребенку назвать как можно больше синонимов к нему (колпак, шляпа, кепка, панама и далее). Можно поиграть и в антонимы. Вы называете слово, а ребенок думает противоположное к нему: глубокий – мелкий, плохой – хороший.
3. Мозаика из слов: вы называете три или больше слов, а ребенок пытается придумать предложение, содержащее эти слова.
4. Самое уязвимое место дошкольников – это обобщение. И нужно этот навык тренировать. Растения или животные, игрушки или столовые приборы – родитель называет три предмета из одной группы, какую и должен определить ребенок. Можно и наоборот. Пусть ребенок постарается дать определение какого-либо предмета, на сам предмет при этом не называет (вспомните передачу «Устами младенца»). Давайте ребенку очень простые слова (лягушка, телефон, дом, зеркало и тому подобные). Отработайте конкретику:
– Коза – это животное.
– Кошка – это тоже животное. Значит, кошка и коза - одно и то же?
- У козы есть рога.
- У коровы тоже они есть.
- Корова мычит. Следовательно, корова – это животное, которое мычит и у нее есть рога.
Выполняйте такие упражнения почаще!
Наталия Абалмасова