В школу: в 6 или в 7 лет?
Когда вы смотрите на своего ребенка, перед вами наверняка возникает множество вопросов. Одним из них становится вопрос: когда же именно отдать ребенка в школу - в 6 или в 7 лет?
Особенно трудно принять правильное решение, если к началу нового учебного года вашему ребенку исполнится шесть с половиной или же семь с половиной лет. Вас наверняка одолевают сомнения: в шесть с половиной - не рано ли? Вдруг малыш ещё не готов к новой жизни, новым людям и знаниям? Вдруг он не справится со своим новым статусом первоклашки, быть может, это травмирует его психику? Семь с половиной – не слишком ли поздно? Если ребенок растет очень любознательным и уже в детском саду «отличается умом и сообразительностью», не перегорит ли его интерес к учебе в ожидании первого сентября? Так что же предпринять? Начать новую и ещё пока неизведанную жизнь в стенах школы или же не торопиться и еще годик посидеть дома? Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе, взвесив все «за» и «против».
Почему не стоит торопиться?
Идея обучения шестилеток по традиционной школьной методике рассматривалась ещё в Советском Союзе. Были проведены масштабные исследования, участия в которых принимали педиатры, гигиенисты и педагоги. Эти исследования показали, что массовое обучение с шестилетнего возраста очень опасно для здоровья детей - как физического, так и морального!
В чем же заключается эта опасность, спросите вы? Тщательными медицинскими исследованиями было доказано, что те дети, которые начали свое обучение в школе с шести лет, к семи годам очень отставали от своих ровесников, посещающих детский сад - как в психическом, так и в физическом развитии! У таких деток в два раза чаще встречались отклонения в работе сердечнососудистой системы, характерные для утомления, а также повышение артериального давления и снижение частоты сердечных сокращений. Ещё было доказано и то, что к завершению второго года обучения в школе с шести лет (соответственно – к концу первого года обучения с семи лет) «семилетки» намного опережали «шестилеток» в умственной работоспособности.
Чем отличается наше школьное образование от зарубежного? Почему в других странах детки отправляются в школу с 6, а то и с 5 лет?
Наверняка многие из вас были удивлены и обескуражены результатами исследования и задумались над этим вопросом, хотя до прочтения нашей статьи были сторонниками лозунга – «чем раньше, тем лучше» Возможно, вы придерживались такого мнения, потому что были наслышаны о раннем детском развитии, практикующемся в других странах. Увы, не стоит забывать, что методы и системы обучения детей стран Евросоюза и США кардинально отличаются от методов, практикующихся в нашей стране! Все дело в следующем: то, что у них называется школой, у нас является подготовительным дошкольным учреждением, а попросту детским садом, и поэтому подготовка к школе у нас, в России, практически соответствует тому, что изучают детки во 2-ом, 3-ем классе стандартной европейской школы.
В чем же главные отличия?
Российские школы представляют собой четко построенные структуры. Структуры эти вроде армейских, и направлены они в большей степени на достижение успехов в обучении своих подопечных. Главным правилом для каждого ученика является безоговорочное выполнение всех поставленных перед ним задач учителя вне зависимости от того, нравится это ему или нет. Происходит это потому, что каждый учитель (а особенно учитель элитной школы) изо всех сил старается поддержать свой профессиональный имидж, ведь успеваемость учеников в первую очередь зависит он его деятельности! Именно поэтому темп школьной работы очень высок, а преподаватель требователен и настойчив по отношению к своим ученикам. В каждом учебном заведении есть свои правила и программы, по которым отныне придется жить вашему ребенку. Чаще всего они резко отличаются от его интересов, а нередко и ущемляют их! В детском саду, наоборот, воспитатель не слишком сильно обременяет ребенка образовательными программами, чаще всего он развивает малыша в том направлении, к которому ребенок больше всего тянется.
Что же происходит в начальных классах зарубежной школы? Детки сидят на специальных ковриках, свободно общаются с учителем: рисуют, отвечают на его вопросы. Никаких парт и оценок - всё для того, чтобы ребенку было удобно и комфортно! Главной задачей учителя-воспитателя является ненавязчиво разбудить интерес ребенка к знаниям. Такие уроки проходят в легкой игровой форме, и ребенок усваивает школьную программу без особого напряжения.
Предлагаем Вашему вниманию тест известного детского психолога Даниила Эльконина.
Благодаря этому остроумному тесту вы сможете понять, готов ли ваш ребенок к школе. Правила этого теста намеренно обессмыслены. Итак, берете кучку спичек и раскладываете её перед испытуемым (ребенком), далее объясняете ему его задачу - переложить спички по одной в другое место. Теперь остается только наблюдать за происходящим.
Если ваш малыш подошел к этому занятию со всей ответственностью и выполняет его тщательно, посвятив при этом ему много времени – он готов к обучению и наверняка у него не возникнет особых трудностей в новой школьной жизни. Если же ребенок перекладывал спички и вдруг начал что-то из них строить, то, скорее всего, вам стоит повременить со школой. Несомненно, поведение ребенка говорит о его творческой натуре и предприимчивости, но, к сожалению, ему будет очень сложно выполнять четко озвученные требования учителя. Не стоит спешить в учебное заведение и тем малышам, которые привнесли в эту кропотливую работу и свою собственную задачу.
Несомненно, одной из составляющих готовности к школе является умение ребенка подчиняться правилам и усвоение социальной роли ученика, но не стоит забывать о том, что общие требования ещё ни кто не отменял.
Что должен уметь ребенок к началу школьной жизни? Общие требования
• Развитая речь (способность пересказать услышанное, умение составить рассказ по иллюстрациям, хороший словарный запас и так далее);
• Развитая память (примерная норма при запоминании 6-10 слов и более);
• Готовность руки к письму (возможность скопировать несложную фразу, рисунок);
• Чистота произношения (способность различать звуки в словах, способность повторить сложные слова);
• Умение действовать по интуиции (например, сложить узор из кубиков по образцу или под диктовку нарисовать узор по клеточкам);
• Произвольное внимание (способность работать, не отвлекаясь, над учебным заданием не менее десяти минут);
• Элементарные математические навыки (умение решать несложные задачи с помощью предметов, прямой и обратный порядковый счет до десяти);
• Пространственная ориентация (ребенок должен уметь указать, где находится предмет – слева, справа и так далее);
• Общая эрудиция;
• Развитое логическое мышление (умение обобщать, находить сходство – различия, располагать картинки, связанные с сюжетом, в нужной последовательности, умение находить лишний из предложенных предметов).
Ваш ребенок не готов к школе, если он:
• Недостаточно самостоятелен;
• Настроен только на игры;
• Слишком возбудим, импульсивен и неуправляем;
• Не может понять данную учителем словесную инструкцию;
• Не умеет сосредоточиться на задании;
• Имеет серьезные нарушения речевого развития;
• Не умеет общаться с одноклассниками;
• Не желает идти на контакт с взрослыми или слишком развязно себя ведет в их присутствии;
• Очень мало знает об окружающем мире;
• Не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов.
Волевая готовность!
Для более продуктивного обучения будущий первоклассник должен уметь контролировать свое поведение и уметь управлять своей умственной инертностью. Развивать все эти способности, конечно же, нужно под началом взрослых. К моменту поступления в школьное заведение основные компоненты воли ребенка, хоть и не слишком хорошо развиты, но уже достаточно сформированы. Далеко не все цели кажутся ребенку безусловными, и достижение их определяется мотивацией, которая целиком и полностью зависит от его родителей!
Чтобы ребенок был заинтересован в достижении результата, родителям надо приложить максимум усилий! А именно:
• В вашу задачу входит воспитать у ребенка целеустремленность, желание всегда доводить начатое дело до его логического конца;
• Вы должны не просто поставить перед ним конкретную цель, но и научить понимать её, принимать и делать своей;
• Приучайте ребенка, не боятся трудностей, и не пасовать перед ними;
• И самое главное - не давите на ребенка, воспитывайте по принципу «не навреди», и если ваша помощь для достижения цели ему просто необходима – помогайте!
Учим ребенка общаться
Если ваш малыш застенчив, научите его правильно знакомиться с чужими людьми, ладить с ними. Обучать этому лучше на его территории, так ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, а уроки пройдут более продуктивно. При помощи игрушек или ролевых игр отработайте с ним фразы, с которыми чаще всего общаются друг к другу незнакомые люди. Научите его, как вежливо обратиться с вопросами к малознакомым людям и как должен отвечать он сам, если обратятся к нему. Будет очень полезным, если вы организуете ситуацию, когда ребенку надо будет обратиться с просьбой или вопросом к незнакомому человеку. Объясните ему, что только дома мама и папа понимают его с полуслова, с полувзгляда, а в школе он должен уметь контактировать с другими людьми, уметь выразить словами все свои желание и потребности.
Если ваш ребенок очень осторожен, не стоит навязывать ему новые знакомства. Дайте ему время для освоения в новой среде, пусть он привыкнет к новым людям и осмотрится.
Если ваше чадо отличается активностью, то не забывайте о том, что обычно такие детки не очень усидчивы и рассеяны. Вам следует заострять их внимание на всем - как им правильно следует обращаться с другими людьми, как правильно выполнять то или другое дело. Лучшее средство для сброса лишней энергии для таких деток - это занятие физическими упражнениями и подвижными играми.
К сожалению педагогов, не все дети покладисты и послушны. Если ваш ребенок агрессивен в способах достижения своих целей и проявляет излишнюю напористость в погоне за лидерством среди своих сверстников, объясните ему то, что существуют более конструктивные методы действия. А именно, доброта, отзывчивость, интеллигентность и другие хорошие качества, благодаря которым можно получить популярность и уважение среди одноклассников.
Если вы решили повременить с поступлением в школу, для вас существует множество альтернативных решений. Это и развивающие центры, и репетиторы со своими авторскими программами и индивидуальным подходом, и частные школы, в которых вашему малышу окажут должное внимание и учтут все его интересы. К тому же по закону, существующему в нашей стране, родители могут сами в домашних условиях обучать своего ребенка.
Мы рассмотрели с вами все возможные варианты, а как сделать правильный выбор - подскажет ваша интуиция. Мы хотим лишь напомнить о том, что познание социальных правил и ролей происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе игры, которая воспитывает в ребенке практически все необходимое для дальнейшего нормального развития и жизнедеятельности.
В школу собиралась Ксения Зарубина