Ребенку 3 года: что он должен уметь?
Речь:
• Понимает смысл целой фразы
• Повторяет произносимые взрослым слова и фразы, стараясь осмыслить их
• Активный словарь до 1500 слов
• Употребляет распространенные придаточные предложения, комментирует свои действия, рассказывает об увиденном, свои впечатления
• Речь становится средством общения и с взрослыми, и с другими детьми
• Появляются вопросы «где?», «куда?», «почему?», «когда?»
Математические представления, конструирование, сенсорика:
• Собирает матрешку из трех частей с учетом рисунка
• Ранжирует предметы по размеру (большой - поменьше – маленький)
• Собирает пирамидку из 5 колец с учетом размера колец в правильном порядке
• Собирает разрезные картинки из четырех частей (первые кубики)
• Соотносит детали вкладыши при выборе из5 предметов
• Дифференцирует предметы по 4 цветам
• Дифференцирует предметы по форме: квадрат - круг - треугольник - прямоугольник, куб - шар-пирамида - кирпичик
• Группирует предметы по функциональному признаку
• Выполняет двухступенчатую инструкции
• Понимает и показывает соотношение по количеству: один - много
• Соотносит предметы по признаку «такой же», подбирает пару
• Понимает и демонстрирует в деятельности пространственные отношения: в. на, за, у, перед, под, около, рядом, сзади, спереди, сверху, внизу
• Конструирует по образцу и включает образ в сюжетно-ролевую игру /
• Обследуя предметы, выделяет их форму, цвет, величину
Творческая деятельность:
• Рисует сюжетные картинки по образцу, используя круги и линии (горизонтальные, вертикальные)
• Работает в контуре, видит и показывает части контура
• Лепит из пластилина простые сюжетные формы по образцу
• Называет то, что изобразил
• Появляются элементы ролевой игры
• Умеет пользоваться ножом и ножницами
• Копирует модели плоскостные и объемные
Физическое развитие:
• Повторяет движения по показу (1-2 раза)
• Ходит, маршируя под музыку
• Бегает, изменяя темп движения, (быстрее, медленнее)
• Умеет ходить в хороводе
• Двигается спиной, глядя через плечо, ходит на цыпочках, пытается стоять на одной ноге
• Прыгает на месте и вперед на двух ногах
• Перешагивает через высокое препятствие (30-35 см), перенося вес тела с одной ноги на другую
• Бросает мяч вверх, вперед, ловит, катает
• Осваивает приставной шаг
• Бросает в цель
Бытовые навыки:
• Знает порядок одевания-раздевания, практически одевается сам (шнурки с помощью)
• Самостоятельно ест, пользуясь ложкой и вилкой, пьет из чашки, не проливая, пользуется салфеткой
• Выполняет гигиенические навыки (моет руки, чистит зубы, ходит в туалет...)
• Кладет предметы на место (обувь, свою одежду, мусор, грязное белье, игрушки...)
Социализация:
• Говорит свое имя и фамилию и возраст
• Называет свой пол
• Здоровается, прощается, благодарит без напоминания
• Выражает свои желания: «Я сам!»
• Интересуется совместными играми с другими детьми
• Сопереживает другим людям (радуется. огорчается)
• Выражает желаемое просьбой