Вашему ребенку три года...
Скажите, какие слова первыми приходят Вам в голову, когда Вы слышите эту фразу? «Кризис трех лет»и «детский сад»? Не слишком много, однако же неудивительно - на фоне этих событий, подкашивающих родительские нервы, остальные достижения и новшества смотрятся куда как скромнее.
Тем не менее, их немало.
Физическое развитие ребёнка в 3 года
Младенческая пухлявость в прошлом - малыш внезапно превращается в долговязого непоседу. Удивляться этому не следует, равно как и насильно егокормить, пытаясь вернуть былые складочки. Следите за ростом и весом: они должны возрастать равномерно, и если вес опережает рост, то это свидетельствует о склонности к полноте. Стоит обращать внимание на внутреннюю сторону бедер и предплечья ребенка - если там есть жировые складки, пересмотритеменю и заставляйте малышабольше двигаться.
В промежутке между тремя и четырьмя годами ребенок:
- спускается и поднимается по лестнице неприставным шагом, а поочередно переставляя ноги;
- может одеться и раздеться самостоятельно, включая застегивание пуговиц и кнопок и завязывание шнурков;
- пользуется ложкой и вилкой;
- ездит на трехколесном велосипеде.
Мелкая моторика развивается не такими семимильными шагами, и если Вы хотите помочь ребенку в выработке точных движений пальцев рук (что косвенным образом влияет на процесс формирования речи), то советуем следующие несложные упражнения:
- имитация с помощью пальцев рук различных движений. Покажите и попросите ребенка изобразить, как играют на пианино, режут ножницами, рисуют, собирают пальчиками крошки со стола, закручивают винтик, вытирают пыль и т.д..
- рассыпьте на столе старые пуговицы и попросите ребенка их разобрать на кучки (в тарелочки) по размерам. Если нет пуговиц, смешайте фасоль и горох, гречу и рис.
- нарисуйте на картоне несложный предмет, проколите по контуру дырочки и покажите ребенку, как можно через них протянуть шнурок.
Также можно нанизывать кольца на тесьму, складывать мозаики, играть с конструкторами. Учите рисовать карандашом, кисточкой и красками, гуашью, параллельно знакомя с многообразием цветов и форм; предлагайте книжки-раскраски, трафареты, цветную и белую бумагу, мелки, пластические материалы (пластилин, глина).
Речевое развитие в 3 года
Речевое развитие продолжает идти быстрыми темпами, ребенок все уверенней и правильней применяет правила родного языка. В три-четыре года он уже в состоянии связно рассказать о себе, может по картинке изложить знакомую сказку и ответить на вопросы, пользуется местоимениями, строит длинные фразы. Речь разборчива и понятна даже для посторонних людей, хотя, конечно, дикция еще далека от совершенства. Ее можно улучшитьс помощью чистоговорок - стишков, направленных на отработку того или иного звука:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу" и т.д.
Ребенок познает мир, расширяет свой кругозор, и самым доступным и эффективным помощником родителей становится книга. Читайте ребенку как можно больше и как можно более разнообразную литературу: сказки, стихи, скороговорки, пословицы, короткие рассказы.
Обязательно прорабатывайте с ребенком прочитанное: обсуждайте, пересказывайте, учите стихи. Это расширит лексический запас малыша и поможет усваивать грамматические основы родного языка.
Как всегда, помогут игры:
1. Возьмите мяч или мягкую игрушку, и перекидывайте их друг другу, сопровождая каждый бросок вопросом:
- Где растут яблоки? (На яблоне).
- Где растут яблони? (В саду).
- Где находится сад? (В деревне).
2. Вам понадобится большая коробка и несколько предметов, которые обладают характерными признаками. Сначала покажите каждый предмет ребенку, давая его описание: это мяч, он круглый и синий, это кукла, у нее нарядное платье и желтый бант, это помидор, он красный и сочный. Потом сложите предметы обратно и предложите ребенку по Вашему описанию отгадать, какой предмет нужно достать из коробки.
3. Путаница. Прочитайте малышу коротенькие стихотворения-путаницы, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребенок любой —
У апельсина цвет … голубой.
Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака … мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две … курицы.
Известно каждому ребенку —
Корова — мама жеребенка.
Психическое развитие ребенка в 3 года
Мы не будем разбирать все нюансы, остановимся на главном - кризисе трех лет, который напрямую связан с тем, что ребенок осознает себя независимой, самостоятельной личностью с активной жизненной позицией. Семь основных признаков, характерных для поведения ребенка в период кризиса, психологи называют "семизвездием". Впервые они были описаны Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Рассмотрим их по порядку.
Два самых любимых ответа ребенка этого возраста - "не хочу" и "не буду". Берут свое начало они в негативизме - первой составляющей "семизвездия". Из-за негативизма ребенок постоянно идет наперекор не только родителям, но подчас исобственным желаниям, стоит только кому-нибудь их озвучить. Именно это и отличает негативизм от банального непослушания, когда ребенок своим желаниям потакает. Негативизм всегда избирателен: например, ребенок отказывается слушать бабушку, а с остальными ведет себя покладисто.
Психологи советуют избегать прямых команд и приказов: "Не трогай!" или "Ешь быстрее!", которые как раз и провоцируют всплески негативизма, заменив их на нейтральные: "Мне не нравится, когда ты берешь мои вещи" и "Интересно, кто быстрей съест суп - ты или я?".
Упрямство - вторая "звезда" кризиса трех лет. Ребенок настаивает на своем, пытаясь таким образом доказать свою значимость в этом мире. Обычно его коса находит на камень родительской убежденности, что решение должно оставаться за взрослыми. Это ошибочно, поскольку только усугубляет и закрепляет упрямство в поведении ребенка, лишая всех возможности выйти из конфликта, сохранив чувство собственного достоинства.
Проявите выдержку, не зацикливайтесь на конфликте, и совсем скоро ребенку самому надоест так себя вести.
Третьей составляющей является строптивость. В отличие от негативизма, часто направленного против конкретного человека, строптивость не персонифицирована.
Психологи советуют не концентрироваться на том, что внезапно стало камнем преткновения - отвлеките ребенка, и через пять минут он сам отправится купаться перед сном или же мыть руки.
Следующая черта - своеволие или, как его иногда называют в шутку родители, "ясамость": трехлетка абсолютно все пытается сделать сам, даже то, на что его силы явно не рассчитаны.
Позвольте ему узнавать границы собственных возможностей (в разумных пределах, разумеется), ведь потребность в самостоятельности в этом возрасте является краеугольной, от нее зависит формирование многих важных черт характера в более старшем возрасте.
Бунтарство- пятый патрон в обойме, из которой расстреливают наши родительские нервы. Сегодня мы едим пюре, а завтра его ненавидим. Сегодня собираемся на прогулку без проблем, а завтра устраиваем войну по поводу каждого предмета одежды. Пожалуй, "война" - самое точное определение того, как иногда ведет себя ребенок.
Не позволяйте себя провоцировать, советуют психологи, будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда уверены в своей правоте.
Обесценивание всего того, что ребенок недавно любил и берег, - шестая особенность семизвездья. Ребенок теряет интерес к старым привязанностям и правилам: например, пинает ногами игрушки, с которыми не расставался ни днем, ни ночью, употребляет бранные слова, обзывает родных и друзей.
Выход - с одной стороны, не фиксировать внимание на происходящем, в противном случае это станет средством шантажа, с другой - показать свое неудовольствие от подобного поведения. И обязательно запустите энергию ребенка в конструктивное русло: помогут развивающие группы, кружки для самых маленьких, подвижные игры, переключение внимания и т.д.
Деспотизм - последняя соломинка, которая ломает хребет любой родительской выдержке. Ребенок всеми силами пытается показать, "чьи в лесу шишки": требует купить все и сразу, хочет играть только так, а есть только здесь, а если ему отказать, начинает манипулировать Вами известными ему способами, главные из которых - громкий крик и истерика.
Победить это можно лишь вниманием и любовью. Не поддавайтесь на манипуляции, не срывайтесь - дайте ребенку понять, что он Вам дорог, тогда как подобное поведение Вы категорически не одобряете и на поводу у капризов не пойдете.
Что делать не нужно?
Продолжая тему, озвучим несколько советов, которые дают специалисты.
Родителям детей, вошедших в первый серьезный возрастной кризис, не рекомендуется:
- постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;
- потакать всем капризам;
- пытаться любыми путями сгладить кризис;
- приучать ребенка к легким победам. Не потакайте детскому тщеславию - тем больнее ребенку будет тогда, когда придется столкнуться с первыми поражениями;
- подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку во всем. Итогом станет безразличие и мелочное мщение с его стороны;
- ломать сопротивление ребенка силой - это приведет только к тому, что попытки отстоять свои интересы станут лишь более стойкими и изощренными;
- ограничивать самостоятельность ребенка, пренебрегать его достижениями, иначе капризность, раздражительность и гневливость, бессмысленное противостояние взрослым усилятся и закрепятся в виде истерик;
- запрещать ребенку проявлять негативные эмоции. Вместо этого научите с ними работать - поиграйте в подвижные игры, в кричалки и сопелки, которые помогают "спустить пар" с минимальным вредом для окружающих и для самого "котелка".
А что же делать нужно, чтобы этот неспокойный год прошел без эмоциональных потерь для обеих сторон? Все очень просто и очень сложно: проявляйте доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса. Это потребует гибкого поведения, умения абстрагироваться от собственных негативных эмоций, а главное - способности найти ту золотую середину, которая позволит и сохранить свой авторитет, и не задавить этим самым авторитетом личность маленького человека.
Терпения Вам в этом нелегком, но таком благодарном труде!
Анастасия Старынина
Комментарии
- Inga 21.01.2012 в 16:31 написал(а):
- Для трехлетки это еще норма, полностью произношение встает к 4-5 годам. Попробуйте поделать речевые упражнения с этими буквами, повытягивать язычок вперед, поцокать как лошадка, должно пройти. Если все-таки сильно переживаете, можно обратиться и к логопеду. Иногда у деток бывает короткая уздечка, которая мешает как раз произносить эти звуки как надо...
- Mansy 20.01.2012 в 17:15 написал(а):
- У меня малышу через неделю три года. Подскажите пожалуйста, он не выговаривает буквы "р" и "л", это ещё допустимо или уже нужно обращаться к логопеду?