Раннее развитие: мамин опыт
Рождение второго ребенка стало для меня открытием в самой себе матери. С первым я упустила свой шанс, потому что доверила его воспитание бабушке и гувернерам. Такую же ошибку я до 1,5 лет допустила и с младшей дочкой, поскольку вышла на работу, когда ей было всего две недели. При этом я горела желанием стать образцовой женой и мамой двоих детей. Понятно, что это практически невозможно, но я очень старалась.
Раннее развитие детей – норма нашей действительности
В то время на меня большое воздействие оказало описание методики раннего развития детей Глена Домана. Особенно потрясла его цитата из книги основателя корпорации "Сони" Масару Ибука «После трех уже поздно»: « …Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно…» «Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%». К тому времени я долго пыталась разобраться, почему я сама с таким трудом осваиваю все новое. Оказывается, скорость мышления зависит не от количества мозговых клеток-нейронов, которое у всех новорожденных одинаково, а от активных связей между ними. А такие связи формируются в самом раннем возрасте благодаря воздействию обучающей внешней среды. Шведский нейробиолог Холгер Хиген это явление объясняет на молекулярном уровне: «Мозг требует для полного развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны (клетки мозга), лишенные любого из этих факторов, но особенно стимулирующей «учебной среды», не могут вырабатывать РНК – белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются».
Что может успеть работающая мама
После осознания всех этих фактов я приобрела через Интернет адаптированные в России пособия по методике Глена Домана для обучения детей с трех месяцев чтению и математике. Уроки состояли из коротких серий демонстрации карточек с целыми словами для обучения чтению, а также с разным количеством точек для обучения счету. Тогда я еще не понимала, что подобные занятия требуют огромного родительского труда и невозможны для работающей мамы. Мне пришлось нанять няню, которая не в состоянии была выполнить то, что я просила, кроме того, это не входило в ее обязанности.
Но я с упорством продолжала вскакивать утром до работы, стараясь показать утренний урок, то же самое я делала вечером после работы.
Если малышка была спокойна, я ставила классическую музыку, и она слушала с удовольствием. Почти с рождения я старалась ей читать, в основном стихотворные сказки, пока хватало ее внимания и заинтересованности. Кроме того, я освоила приемы родительского массажа и гимнастики для новорожденных, том числе на мяче и делала их каждый вечер. В программу занятий входило обязательное обливание холодной водой по схеме закаливания для новорожденных. Хочу отметить, то дочка практически не болела, встала она в шесть месяцев, в 9,5 пошла, причем сама, без родительской руки. Говорить начала в 1,5 года и в два уже общалась правильными предложениями.
Не могу сказать, что она начала читать и считать благодаря моим занятиям по методике Глена Домана, но определенный развивающий эффект это, конечно, дало. К сожалению, все мои усилия сошли на нет из-за того, что няня не могла заниматься по этой методике.
И все-таки мама должна быть с ребенком до трех лет!
Только когда Настюшке исполнилось 1,5 года, я осознала, что очень многое упустила, выйдя так рано на работу, и приняла решение все оставить и сидеть с дочкой до садика. Сейчас я очень благодарна себе за этот выбор. Именно тогда я поняла, что никакие няни, гувернеры и дополнительные занятия не способны заменить ребенку мать. Но самое главное – это нужно было прежде всего мне самой. Я заново начала знакомиться со своим ребенком. И опять во мне возникло желание дать ей как можно больше того, что в моих силах. В то время мы были ограничены в средствах, и все мои возможности заключались во мне самой.
Занятия дома – легкий выбор
Я покупала пособия для занятий с детьми ее возраста, очень понравились пособия «Школа семи гномов», тетради Колесниковой. Я старалась подбирать пособия, чтобы они охватывали все сферы развития ребенка – окружающий мир, профессии, времена года, форма, цвет, размер, подготовка к чтению и основы математики. Все занятия я начинала проводить с опережением на 6 месяцев. Кроме пособий по математике, чтению, развитию памяти и мышления, я приобретала журнальчики по лепке и рисованию для самых маленьких. Для меня было открытием, с каким удовольствием я сама лепила и рисовала с моей малышкой. А уж когда она попробовала пальчиковые краски на огромном листе ватмана, то уложить спать после этого я ее не могла 1,5 часа.
Я всегда старалась называть все предметы полными названиями, не коверкать слова. Когда я называла геометрические формы, то это был параллелепипед, конус, куб. К моему удивлению, дочка мгновенно освоила названия всех объемных и плоских фигур, а также цвета. Она правильно показывала все предметы, даже еще не умея произносить их названия. Тогда я еще раз поняла правильность раннего развития и безусловную одаренность каждого малыша. Они гораздо умнее нас!
Когда дочке было 1,5 года, мы повесили в квартире спортивный уголок. Это было потрясающе! Первое, с чего она начала – залезла по шведской стенке на самый верх. С тех пор в парке не было пропущено ни одной горки и лесенки, она бесстрашно залезала на любую высоту. Кроме спортивного уголка с кольцами мы освоили еще и большой спортивный мяч, и каждый день проводили небольшие забавные тренировки.
Очень понравились пальчиковые потешки, которые мы делали с сопровождением стихов. Через день я старалась учить с ней новое стихотворение, а на прогулке в парке мы их читали кискам и птичкам (если это было в тексте стихотворения), нас выходили послушать все коты в парке.
Детский сад и дополнительные кружки
Так мы дожили до трех лет и пошли в садик. И тут я задумалась о выборе дополнительных занятий, поскольку программа детского сада меня не устраивала. Единственное, что мог предложить детский сад – дополнительные уроки гимнастики и занятия по системе Марии Монтессори (построены на предоставлении детям обширной игровой среды и свободном выборе ребенка). Мы, конечно, использовали такую возможность, но этого показалось мало.
Сама я в детстве училась в музыкальной школе, и мне очень хотелось подарить дочке мир музыки. К сожалению, музыкальная школа рядом с домом не проводит занятий с малышами, но там меня направили в подготовительную студию для детей нашего возраста. Вот уже почти год мы поем в хоре, ставим маленькие пьесы в театральном кружке, слушаем музыку великих композиторов. Большим откровением стало то, что трехлетнего ребенка можно научить играть на музыкальном инструменте без знания нот. Уже сейчас Настя играет на цимбалах простенькие мелодии, с ней начал играть папа, и даже перекладывает для цимбал полюбившиеся песенки, хотя музыкой сам не занимался.
Недавно мне пришла в голову идея поставить все любимые сказки с использованием игрушек. У дочки это вызвало восторг, в домашнем театре мы поставили «Теремок», «Три медведя», «Лиса и заяц». Конечно, во время постановки сказки обрастают новыми подробностями, добавляются неожиданные персонажи, но так даже интереснее. У нас есть традиция на ночь рассказывать дочке сказки, причем сочиненные на ходу. Недавно я попросила ее саму придумать сказку на ночь, и мы с мужем услышали вполне связную историю про Бабу Ягу, Чучело, маленькую девочку и… Бэтмена!
При желании родители могут все
Вообще, я поняла, что мне самой хочется заниматься с ребенком, мне жалко отдавать эту радость другим людям. По этой причине я пока не вожу дочку в развивающие школы, хотя одна из них находится в соседнем доме. Таких школ у нас в городе очень большой, в них работают настоящие профессионалы, но пока это не мой выбор. Сейчас у меня на очереди обучение чтению и математике по методике Зайцева, пособие уже заказала по интернету. Для себя я поняла, что если мне самой что-то интересно, то я смогу заинтересовать этим и ребенка, главное, не лениться. И основной залог успеха – все давать в форме игры. Даже если наше занятие ведет, к примеру, не мама, а Винни Пух, то сразу проявляется колоссальный интерес.
Большую роль на себя взял папа в физическом развитии – зимой начал учить дочку кататься на лыжах, летом ждут своей очереди роликовые коньки и двухколесный велосипед (ей будет четыре года).
Сейчас я работаю, и успеваю заниматься с Настей только в выходные и вечерами, этого пока хватает. Но в очередной раз я понимаю, что для полноценного развития и воспитания детей, маме лучше всего работать половину дня. Потому что в планах на следующий год начать заниматься хореографией, ходить на занятия в музыкальную студию, начать занятия английским и рисованием, а также продолжить домашние уроки.
Мне кажется, основная задача родителей – дать ребенку возможность развития во всех сферах жизни, чтобы потом ему легче было определиться со своим предназначением и твердо стоять на ногах. При этом нужно давать возможность ошибаться, учить делать выводы и самостоятельно мыслить. Необходим огромный запас терпения, любви, интуиции и желания.
Наблюдениями делилась мама Оксана