Раннее развитие: поспешать, не торопясь

 

Каждый уважающий себя родитель мечтает, чтобы его ребенку в жизни сопутствовал успех, чаще всего подразумевая под этим вещи совершенно конкретные, а именно учебу и работу - то, чем любому человеку приходится заниматься большую часть своей жизни. И готовить к «трудовым будням»детей начинают едва ли не с годовалого возраста, записывая их в  многочисленные развивающие группы. Когда же ожидаемых немедленных (мы специально выделили это слово курсивом) результатов не видно, за энтузиазмом следует разочарование - и в раннем развитии вообще, и, что куда печальней, в собственном ребенке.

 

Но давайте подумаем: разве цель раннего развития - в отработке не по возрасту ранних навыков?.. Разве количество дополнительных занятий определяет глубину родительской любви и, как следствие, счастье ребенка?.. Зачем оно, раннее развитие, вообще нужнои каких ошибок нужно остерегаться, чтобы ребенок в итоге не возненавидел обучение в любом виде?

С этими вопросами мы обратились к Марии Юрьевне Ионовой, заместителю директора Детской Академии FastrackKids.

 

 

 

Веяния времени

 


То, что раннее развитие становится нормой жизни, с одной стороны, не может не радовать. Это свидетельствует о том, что наше общество растет и развивается, и родители задумываются о будущем своих детей все раньше и раньше.

 

С другой стороны, сдвиг начала обучения на младший дошкольный возраст привел к тому, что и отдачи стали ждать тоже намного раньше. Не последнюю роль тут сыграло, как мне кажется, общая нестабильность современного мира: долговременные вложения считаются небезопасными, и мы стремимся пожинать дивиденды едва ли не сразу после того, как куда-либо вложили свои деньги и усилия. Но если в отношении финансов такой подход понятен, то ждать быстрой отдачи от ребенка, по меньшей мере, неразумно.

 

Тем не менее, нам не раз и не два приходилось сталкиваться с ситуацией, когда родители, отдав ребенка в три года в развивающую школу, уже через полгода требуют результатов, а не дождавшись желаемого, считают свои деньги и усилия ребенка потраченными зря.

 

Кризис "раннего развития"?

 

 

Общая тенденция, наметившаяся в последнее время в сфере дополнительного образования не только взрослых, но и детей, - экспресс-курсы. Это четкий результат при минимуме времени: скажем, родители просят научить ребенка читать, что мы и делаем за несколько месяцев. Однако как только это произойдет, они почему-то считают свою миссию выполненной. Но ведь общеизвестно, что уметь читать и любить читать - далеко не одно и то же, и второе требует куда большего участия и внимания именно родителей.

 

К сожалению, этого не происходит, и доказательство тому - резкое падение культуры речи и грамотности, на которое не устают жаловаться и школьные педагоги, и преподаватели вузов. Дети и подростки не могут внятно сформулировать и изложить свои мысли как вслух, так и на бумаге.

Почему? Позволю себе предположить, что не в последнюю очередь это связано, во-первых, со слишком ранним обучением чтению - у ребенка еще нет мотивации читать самостоятельно (зато она есть у родителей, которые хотят поскорее избавиться от бремени ежедневного чтения вслух). Во-вторых, как мне кажется, свою роль играет и то, что методики обучения чтению существуют разные, и далеко не все отвечают требованиям, которые потом ребенку предъявляются в той же школе.

 

Дабы не быть голословной, скажу, что учителя младших классов видят связь между обучением ребенка чтению по методике Зайцева (складовой методике, позволяющей очень быстро освоить "неосознанное чтение") и его неспособностью провести звуко-буквенный анализ слова, воспринимать и грамотно записывать его со слуха. Впрочем, это проблема не столько конкретной методики, сколько полного отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием - слишком разные задачи ставятся, слишком разные цели преследуются.

 

Поэтому, собираясь чему-либо учить своего ребенка, обязательно разберитесь, на решение каких именно задач нацелена методика, используемая педагогом. И обязательно соотнесите ее с теми требованиями, которые будут предъявляться ребенку в дальнейшем, - это избавит его от негативного социального опыта.

 


Каждому свое

 

 

Чтобы проиллюстрировать последнюю мысль, приведу в пример еще одну методику, проверенную не просто годами - десятилетиями. О Марии Монтессори известно, наверное, всем, а о чудесах, которые творит созданная ею методика с проблемными малышами, изданы десятки книг и исследований.  Неудивительно, что "группы Монтессори" существуют если не в каждом детском саду, то в половине уж точно. Но, отдавая своего сына или дочь в садик Монтессори, понимают ли родители задачи, которые ставила перед собой эта, вне всякого сомнения, великая женщина-педагог? Ведь ее целевой группой были не просто дети, а дети с задержками психического развития, которых она пыталась социализировать через коррекционную систему, где во главе угла стояло развитие моторики. Благодаря этому дети с сенсорными нарушениями - а значит, лишенные доверия к миру, не способные войти с ним в контакт - через какое-то время могли становились полноценными членами общества. Делалось это посредством стимулирования природного детского любопытства, естественного желания попробовать, потрогать, поэтому и в качестве пособий использовались крупы, песок, вода, шарики и т.д., а ребенку предоставлялась практически полная самостоятельность в структурировании своего занятия.

 

Однако изначально речь шла о именно детях, нуждающихся в коррекции, и та же самая методика в применении к малышам, коррекции не требующим, может привести к самым непредсказуемым последствиям - например, выработке ярко выраженного доминирующего поведения, неспособности ребенка встроиться в коллектив, подчиняться общим социальным требованиям. А ведь, как ни крути, рано или поздно этому придется учиться, причем чем позже, тем для ребенка это будет сложней. Что касается тонкой моторики, то абсолютно все методики, ориентированные на детей младшего дошкольного возраста, уделяют ей огромное внимание.

 

 

 

Позвольте малышу быть собой

 

 

Продолжая разговор об ошибках, нередко допускаемых родителями, мне бы хотелось вернуться к уже упомянутой выше проблеме сроков и ожидаемых результатов. Родители часто мыслят категориями совершенно конкретными: "Я хочу, чтобы через месяц он знал строение Солнечной Системы", не принимая во внимание, что не менее, если не более важно, чтобы ребенок научился контактировать с педагогом и другими детьми, чтобы в нем проснулся интерес к знаниям и обучению в принципе. И спешка тут может самым губительным образом сказаться на социальной сфере ребенка. Поэтому настоятельно Вас прошу не торопить события, идя на поводу у родительского тщеславия и слепой веры в гениальность своего дитя. Дайте малышу созреть, позвольте ему получать удовольствие от учебы и игры. Да и "ненужная" информация в голове все равно надолго не задержится - в этом отношении дети не отличаются от нас, взрослых.

 


Грамотный подход к обучению

 

 

 

В любом профессиональном центре Ваши вопросы о целях и ожидаемых результатах встретят понимание, однако будьте готовы ко встречным вопросам об особенностях Вашего малыша. Постарайтесь ответить на них как можно подробней, поскольку в этом случае педагог не только сможет лучше понять Вашего сына или дочь, что, само собой, облегчит его работу по налаживанию контакта с ребенком, но и в случае необходимости посоветует Вам именно ту группу, то занятие, которое поможет решить имеющиеся проблемы или, если их нет, окажется ребенку наиболее интересным. Не стоит ограничиваться "он у меня шумный, поэтому, пожалуйста, с ним построже" (как вариант - "робкий, поэтому будьте с ним помягче") - подробно расскажите об интересах и поведении ребенка.


А вот дальнейшее - задача педагога. Именно его профессионализм (это касается не только педагогических приемов, но и серьезности методико-дидактической базы развивающего центра) позволит поддержать и развить природную познавательную активность малыша, и показателем того, что это удалось, является его желание идти на следующее занятие. Повторюсь: именно само желание заниматься, а не готовность демонстрировать результаты.

 

Конечно, не забудьте сделать поправку на адаптационный период (длится он, в среднем, около полутора месяцев), но если и после него малыш после занятий перевозбужден, раздражен, полон капризов, то это знак, что стоит попробовать что-нибудь другое. Не бойтесь что-то упустить - в том случае, если малышу потребуется какая-либо информация, он сам ее найдет и получит. Главное в раннем возрасте - стремление к знаниям и готовность сотрудничать на этом пути с взрослым.

 

 

Дети - это счастье, это удивительное чудо, подарок судьбы - так не совершайте же ошибку, низводя их до уровня реализатора Ваших несбывшихся надежды или амбиций. Просто любите, просто будьте счастливы, и тогда Ваш ребенок тоже будет счастлив и увидит этот мир совсем другими - счастливыми, пытливыми, полными любопытства глазами.

 

 

Анастасия Старынина

29.08.2011 в 05:53 (1441) (1)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Тонечка 07.10.2011 в 19:15 написал(а):
Мы занимаемся ранним развитием с полугода с несколькоми перерывами в месяц-два. Занимаемся по разным методикам. Могу сказать, что на занятиях ребёнок раскрывается, учиться общаться с детьми и посторонними взрослыми. То время, когда мы вынуждены были пропускать было очень заметно в развитии ребёнка.
Страницы комментариев: 1

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Новости партнеров


29 марта в 16.00 в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского на Большой Покровской состоится концерт-моноспектакль по пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт". Музыка Грига к с...
Дорогие мамуськи! Смотрите в марте видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Первый прик...
Творческий конкурс детских рисунков, рассказов, стихов, поделок, посвященных питомцам страны птиц и зверей под названием «Лимпопо», стартовал 25 февраля в нижегородском зоопарке. И...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика