Первые игрушки: от рождения до полугода

Первый год жизни вашего ребенка является особенным по числу изменений и скорости, с какой эти изменения протекают. Этот год индивидуален по всем параметрам. «Играть – значит жить» - таков девиз этого периода.


И в этом есть своя правда, ведь первые игрушки для малыша – мощный стимулятор его развития! Они способствуют приобретению навыков ориентации в пространстве, улучшают зрительное восприятие, слуховую координацию, моторику пальчиков. Очень важное свойство игрушек – их способность обучать: малыш видит цвет, чувствует форму и фактуру. Именно эти действия с игрушками и способствуют формированию речи.


Для самых крох (0-3 месяца)


В первые недели жизни игрушки малышу вовсе не требуются, ведь в это время его жизнь полностью сосредоточена в руках родителей. А точнее – в маме. Руки и лицо матери станут незаменимыми игрушками для крохи. Но это абсолютно не значит, что пока он совсем маленький, то и развивать его незачем. Наоборот, в этот момент стоит предоставить ребенку объекты для фиксации взгляда и как можно чаще давать ему на что-то смотреть. Идеальным вариантом будет броская по цвету игрушка или однотонная погремушка.

Лучше всего подойдет желтый цвет, на него дети реагируют сильнее остальных. Но обилие многоцветных, пестрых предметов в поле зрения малыша будет отвлекать его, мешая сосредоточиться на каком-то одном. Со временем расстояние желательно сокращать: если для месячного ребенка норма 40-60 см от уровня глаз, то для малыша постарше (от 2,5 месяцев) игрушка должна быть расположена на расстоянии его вытянутой руки. Поначалу он будет задевать ее случайно, а потом уже осознанно дотягиваться и схватывать. Игрушки время от времени следует менять.


Последующему этапу – координации взгляда – поспособствует специальное упражнение: для этого нужно взять разноцветную погремушку, разместить ее где-то в 40 сантиметрах от личика крохи и постепенно отводить ее в разные стороны, чтобы он смог за ней следить. Для упражнения хватит и двух минут. Во время него обращайте внимание на глазки ребенка, это нужно для того, чтобы игрушка не оказалась вне поля его зрения.

Тактильные ощущения можно развивать следующим образом: вкладывать в ладошку разные по фактуре и размеру предметы (например, погремушки). Это важный момент для вырабатывания связи между глазами и руками ребенка.


Развитию и тренировке слуха способствуют не только музыкальные карусели, но и мамин голос. Можно попробовать и поизвлекать звуки из предметов домашнего обихода. Способствуйте построению цепочек в зрительном и слуховом отделах мозга – побренчите погремушкой в поле зрения малыша, потом отодвиньте ее и снова побренчите – так кроха будет учиться распозновать предметы по звуку.


Подведем итоги вышесказанного: крохам младше трех месяцев станут первыми добрыми друзьями руки мамы, музыкальная карусель, разнообразные погремушки, игрушки, сделанные из разных материалов, красочные и цветные, издающие звуки, ласкающие слух.



От трех до шести месяцев



Уже на четвертом месяце жизни ребенок многое может и умеет. Его достижения выходят на новый уровень. Он может достать понравившуюся игрушку ручкой или ножкой, перекатываться с одного бочка на другой. Поэтому нужно расширить границы окружающего малыша пространства, давать ему двигаться на ковре или в манеже. Пусть кроха пытается дотягиваться до предметов, которые он видит, но не может добраться и потрогать. Комбинации игрушек не забывайте менять – какие-то убирать, какие-то добавлять, иначе малышу станет скучно.


Стадия «зрительная» меняется на стадию «тактильную». Малыш щупает все, что попадается ему в ручки. И в этом случае помогут многообразные предметы и игрушки, разные по размеру и из разных материалов. Подойдут и кубики с разными по фактуре сторонами, игрушки из пластмассы и резины. Мягкие игрушки, которые хорошо чистятся, тоже будут кстати. Но лидерами по полезности являются игрушки, издающие какие-либо звуки, которые благоприятно влияют на формирование разумных действий ребенка.


Каков же выбор на этот возраст? Пищалки, «ванька-встанька», простейшие музыкальные инструменты – барабан, бубен, ксилофон (металлофон). Ударяя по ним, малыш будет открывать для себя новые звуки. Чтобы развить двигательные функции, зрительное и тактильное восприятия, нужно воссоздать цепочки в отделах мозга. В этом и заключается огромная польза от простых в использовании игрушек. Таким образом, ребенок исследует мир, познает собственные возможности.

 

«Пальчиковая» гимнастика также важна. Еще наши предки заметили, что, занимаясь с пальчиками и ручками ребенка, можно добиться хорошего эффекта в его развитии. Не зря в фольклоре каждого народа существуют потешки и прибаутки. Так называемая «пальчиковая» гимнастика непосредственно соединена с развитием речи. Активируя центры головного мозга, отвечающие за речь, такие занятия способствуют созданию комфортной среды, помогая и слышать, и слушать, и понимать речь. Ловкость пальцев и гибкость кистей руки способствует легкой обучаемости письму. В первое время делать массаж ладошек, загибать пальчики малышу, рассказывая потешки, будет, естественно, мама, так как сам кроха неохотно к этому отнесется. Сопутствие таких «занятий» потешками-прибаутками принесет пользу для становления речи, фантазии, памяти, чувствительности.
 

08.07.2011 в 03:38 (917) (0)

Комментарии

Ваше имя *
Ваш email
Сообщение *
Введите код с картинки *  

Получила Паспорт
будущей мамы?

Зарегистрируй его номер и выиграй приз!

Дорогие мамуськи! Смотрите в ноябре видеожурнал "Первый медицинский" в своей женской консультации или детской поликлинике, и вы узнаете... - Рецепт диети...
Логин или email :
Пароль :
Восстановление пароля
Яндекс.Метрика