Развитие речи: от 0 до года
Малыш только родился и кажется, что о развитии речи ещё очень рано говорить. Однако ещё в утробе матери младенец реагирует на звуки, шевелится и узнает звук материнского голоса. Поэтому уже во время беременности нужно разговаривать с ним, как с членом семьи.
В первый месяц жизни ребенок начинает налаживать связь через плач и крики. Так он выражает свои эмоции, когда ему некомфортно или он хочет, чтобы ему уделили внимание.
Примерно с двух-трех месяцев малыш начинает говорить разнообразные звуки: «агу», «гу», «у-а», появляются бульканье, щелканье и гуление. Ребенок активно общается с окружающим миром и учится понимать простейшие высказывания. Он уже реагирует на прочтение стихов. Например, при прочтении «Жили у бабуси два веселых гуся» он может вам поддакивать и говорить «ууу» или «гу». Разговаривайте с малышом, поддерживайте его, он будет только рад вашему вниманию и будет стараться вам ответить.
В четыре месяца возникает смех при эмоциональном общении. Ребенок уже откликается на своё имя. На пятом месяце у малыша начинает появляться интонация в словах.
Шестой-седьмой месяц ознаменовывается таким событием, как лепетание. Малыш что-то лопочет на своем языке, начинает тараторить и повторять звуки: ма-, па-, ба- в виде длинных цепочек.
Гуление и лепетание важная форма для последующего развития речи. Самое время для прочтения сказок, стихов и песенок! Начинайте заниматься с малышом: возьмите ребенка на руки и говорите ему слова так, чтобы он видел движение ваших губ. Дети в этом возрасте хорошо отличают знакомые голоса, если к ребенку обратится чужой человек, то он может заплакать. Разговаривая с ребенком, мы учим его. Но не стремитесь к тому, чтобы ваша цель обучать малыша с пеленок не заслонила собой другой важной вещи – эмоционального общения.
Глен Доман, ученый, который высказывал свою теорию о раннем интеллектуальном развитии детей, в своем Институте Развития Ребенка он проводил большое количество исследований над детьми. Младенцам, начиная с двух месяцев жизни, показывали разные карточки с буквами, слогами, цифрами, картинками и т.д. Во время показа его помощники или мама ребенка говорили, как называется показанный предмет, такие задания длились 5-10 минут, постепенно время увеличивали. Но результат оказался более грустным, чем думалось. Подросшие дети на самом деле запоминали информацию, умели говорить на иностранных языках, решали небольшие задачки, читали книжки, но при этом совершенно не умели играть, так как не знали, что такое эмоции. Как роботы, они впитывали в себя материал, но не понимали, как можно творить, рисовать, лепить, даже не интересовались окружающим миром. К сожалению, время для этого было упущено, и тот багаж знаний, который хранился в их головке, они не всегда могли применить в жизни.
Поэтому с младенчества очень важно живое и эмоциональное общение с взрослыми голосом, мимикой и жестами.
Ближе к году слова малыша наполняются смыслом: «мама дай», «мама пить». Здесь уже можно расширить свой кругозор при общении с ребенком. Называйте вещи своими именами и комментируйте то, что вы собираетесь сделать: «Мячик прыгнул в угол, сейчас мы его достанем», «Миша хочет спать, положим его в кроватку, и споем песенку». Подкрепляйте свои слова жестами и эмоциями.
Вспомните игру в детстве, когда мама или папа, спрятавшись за платком или бумагой, корчили смешные рожицы, отчего вам было весело. Вроде простая игра, но очень полезная. Она показывает эмоции: грусть, радость, смех, удивление, во время этой игры малыш захочет вам подражать, и позже научится выказывать своё настроение.
Детям нравятся звучащие звуки, такие как: «мяу», «гав», «бум». Такие простые слова – существенный момент в развитии речи. Ребенку сложно сказать, что кошка хочет кушать, он может сказать: «киса мяу», или машинка упала: «бибика бум», то есть связать слова с конкретным действием, это помогает малышу перейти к более взрослой речи.
Если ваш малыш общается с вами при помощи жестов и лепета, то его самые первые слова вот-вот уже появятся. У кого-то это происходит пораньше, у кого-то попозже, в любом случае не нужно паниковать. Никогда не сравнивайте своего ребенка с племянниками, дочкой или сыном друзей, каждый ребенок индивидуален, и каждый начнет говорить в своё время!