Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Конкурс отзывов Агуша

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

Частные детские сады и центры раннего развития

частные детские сады, развивающие центрыКогда малышу исполняется два-три года, мамы обычно сталкиваются с необходимостью вернуться на работу. Про очереди в детские сады сейчас не говорит только ленивый, и эта проблема действительно остро стоит в нашем городе. В последние годы появляется всё больше и больше частных, семейных, домашних детских садов - то есть негосударственных учреждений. В большинстве случаев частные садики подразумевают ещё и развивающую программу для детей. Ирина Крупина, руководитель детского развивающего центра, рассказала нам о работе частных детских садов и центров раннего развития.

- С каждым годом появляется всё больше негосударственных детских садиков. Что это - решение проблемы нехватки мест в государственных дошкольных учреждениях или стремление предложить родителям нечто большее, чем в силу объективных причин могут дать привычные детские сады?

- Это, наверное, и то, и другое. Так как не хватает мест в детских садах, люди, которые могут и хотят заниматься образованием и воспитанием детей, подхватывают социальный запрос, открывая частные детские сады и развивающие центры. С другой стороны, открывая их, они хотят предложить родителям что-то лучшее. Частный детсад - это структура меньшая, чем муниципальный, у руководителя больше возможностей, больше денег - соответственно, больше можно предложить деткам и их родителям. Между частными и государственными детскими садами должно быть только одно отличие - именно частный это детсад или муниципальный. Но практика показывает, что отличий очень много. Первое отличие - количество детей. В муниципальных садах группы переполнены, состав группы - 25-30 человек независимо от возраста, ясельная это группа, младшая или подготовительная. Это напрямую сказывается на качестве образования. В частных детсадах есть возможность организовать меньшие группы. В частных детсадах в группе, как правило, от 8 до 15 человек.

Второе отличие - это кадры. У нас до сих пор низкая зарплата у работников образования, в том числе и в дошкольных учреждениях, и очень мало осталось педагогов, которые работают на энтузиазме. Часто в детсады и в школы приходят те, кто не нашел лучшую работу. Но сейчас - время профессионалов. И родители готовы платить деньги за то, чтобы с их детьми занимался человек, который хорошо знает свое дело. Образовательные программы в государственных и частных садиках реализуются практически одни и те же, за исключением каких-то дополнительных занятий. Сейчас и муниципальные детсады открывают дополнительные платные кружки и секции. Каждый уважающий себя детсад считает необходимым пригласить педагога по изобразительной деятельности, по музыке, по физкультуре.

- На что обратить внимание при выборе частного детского сада?

- Очень важна психологическая совместимость ребенка и педагога. Одному ребенку нужен более авторитарный педагог, другому - более мягкий. Одного ребенка надо жалеть, обнимать, целовать, а другого лучше не трогать. Каждый педагог - это живой человек, со своим характером. Обязательно нужно смотреть на воспитателя. Всё остальное при этом отходит на второй план.

частные детские сады, развивающие центры- Проводятся ли пробные занятия в частных детсадах?

- Чаще да. Если это развивающий центр - то пробное занятие, если детский сад - это пробный день. Но имейте в виду, что если малышу два года, то пробный день ни о чем вам не скажет. Он будет хорошо, комфортно себя чувствовать, а на другой день вы придете - он начнет плакать, потому что наконец поймёт, что вы собираетесь оставить его одного. И это нормально. Поэтому пробный день - это мероприятие для родителей, чтобы они могли оценить работу и настроение в группе. Иногда родители приводят ребенка, чтобы попробовать, а он начинает плакать, капризничать. Это нормальная реакция, ведь он впервые удаляется от мамы, а вокруг так много незнакомого. Но родители полагают, что этот центр им не подходит, и идут пробовать в другой, где происходит то же самое. Родители делают вывод: наш малыш не может ходить в детсад, мы наймем няню.

Важна психологическая готовность к детскому саду только ребенка, но и родителей. Очень важно правильно относиться к пробному дню и правильно относиться к самому моменту расставания. Зачастую мамы менее готовы, чем дети. Как это так, мой ребенок, который всегда был только со мной, засыпал только в обнимку со мной, вдруг спокойно берет за руку чужую тётю, уходит в группу и не вспоминает про маму! На следующий день можно видеть такую картину: мама долго-долго прощается с ребенком. «Сыночек, я уже пошла, сыночек, ты весь день будешь без мамы, я приду вечером, сейчас же я ухожу...» В итоге - у ребенка истерика, и мама находит в этом подтверждение собственной мысли, что ребенок ещё не готов оставаться один. Это не что иное как родительский эгоизм.

- Поговорим про образовательные программы. Большинство государственных детсадов работают по программам, которые разрабатываются в институте развития образования. По каким программам работают частные детские сады? Кто их выбирает? Кто разрабатывает?

- Любое образовательное учреждение, частное или государственное, должно работать по программам, одобренным государством. Частный центр может разработать свою программу, но она должна пройти определенную процедуру, должна быть разрешена для использования.

- Могут ли родители вносить какие-то предложения?

- Конечно, могут, но администрация не всегда может удовлетворить и запросы. Родители могут критиковать, предлагать, советовать, но воспитание и образование в детсаду - дело администрации и педагогов, и если родителям что-либо кардинально не нравится в работе частного детского сада, они вправе выбрать другой. Но бывают и действительно интересные, адекватные предложения, которые администрация готова поддержать. Сейчас немало молодых мамочек много читают, изучают дополнительную литературу по развитию и воспитанию детей, и они порой предлагают что-то на самом деле полезное. В таком случае администрация частного центра, как правило, идёт навстречу. В государственных детских садах всё гораздо сложнее, там существуют жёсткие рамки и ограничения, выходить за которые педагоги просто не имеют права.

- А отличаются ли права и обязанности родителей, чьи дети посещают государственный и частный детский сад?

- Права и обязанности одни и те же. Педагоги и администрация всегда просят соблюдать определенные правила для того, чтобы их ребенок был здоров, и чтобы были здоровы другие дети. Многие детские сады запрещают агрессивные игрушки. Основное право родителей - получать качественную услугу, за которую он платит, и неважно, в государственном учреждении или в частном. А основная обязанность - делать так, чтобы ребенок мог этими услугами пользоваться. То есть приводить и забирать вовремя, следить за режимом и здоровьем.

- Куда могут обращаться мамы и папы, если их что-то объективно не устраивает в частном детском саду?

- Если частный сад лицензированный, то он имеет те же самые надзирающие и карательные органы, что и муниципальные учреждения: управления образования, РОНО.


частные детские сады, развивающие центры- Ирина, вообще воспитание и образование - это такая область, которая постоянно меняется, иногда более кардинально, иногда менее. Повальное увлечение обучением с пеленок сейчас стихает, психологи предупреждают родителей об опасности перегрузки малыша информацией, которая в столь раннем возрасте ему не нужна. И теперь говорят о необходимости «наиграться», и даже детсады обязывают вытеснять слова «обучение, учёба» словами «игровая деятельность», в ходе которой и должны познавать мир малыши. Вы замечаете, какие изменения происходят сейчас в принципах работы с детьми младшего возраста?

- Действительно, от повального обучения сейчас возвращаются к тому виду деятельности, который более свойственен детям дошкольного возраста. Это игра. Мы в своем центре выбрали программу «Детский сад-2100», это часть программы «Школа 2100». Это не очень известная программа в нашем городе, по ней работают не так много учреждений, но это единственная программа, которая осуществляет преемственность между детским садом и школой. Начиная с трех лет и до 11 класса детки обучаются в рамках одной образовательной программы. Самый большой плюс этой программы - она дает детям возможность играть, предусматривает занятия в игровой форме, большое количество наглядного материала. Кроме того, осуществляется принцип «мини-макс»: детям даётся максимум того, что они могут взять в том или ином возрасте, а каждый ребенок берет свой минимум, который он может взять, но и этот минимум позволяет ему быть успешным в детском саду, а потом в школе. Никаких домашних заданий, насильственного обучения. Детям не предлагаются готовые знания, именно в игре они получают эти знания сами, а потом учатся их использовать. В дошкольном возрасте у ребенка ведущий вид деятельности — игра. Возрастная граница приема в школу выбрана не случайно, она совпадает с тем моментом, когда ведущим видом деятельности становится учеба. В игре дошкольник учится общаться, получать и использовать знания. В игре ребенок может примерять на себя разные роли, ему это разрешено. Важно проиграть ситуации, с которыми потом дети столкнутся в жизни. В игре можно быть разным - и злым, и вредным, но игра заканчивается - и роль заканчивается. Ребенок чувствует эти границы.

- Все родители хотят видеть своего ребенка умным, эрудированным, успешным в будущем. Спрос, как это водится, рождает предложение, и сегодня в нашем городе развивающие центры буквально на каждом углу. Насколько это необходимо? Что это - действительно ли требование нашего времени или просто мода?

- Часто сталкиваешься: «Вы знаете, моему ребенку три года, а мы всё никак не можем выучить буквы и научиться читать. А нам это очень надо, потому что у соседки дочке два с половиной, а она уже все буквы знает!» - вот это мода. На самом деле, развивающие центры - это здорово, но следует помнить, что примерно до трех лет дети не играют вместе - они играют рядом. Малышу до года-полутора не нужны групповые занятия, им подходят только индивидуальные. Но тем не менее центры раннего развития важны - в первую очередь, для мам. Молодые мамы видят, как общаются со своими детьми другие. Педагог может подсказать, как правильно заниматься с малышом, не у всех мам это получается само по себе. По большому счету, ребенку раннего возраста не нужен ни преподаватель, ни другие дети - ему пока что и общения на площадке хватит. Ему нужно, чтобы близкие родственники правильно и с удовольствием с ним играли. Как это делать - могут подсказать в развивающем центре, и если мама готова работать в этом направлении, а не просто отдать ребенка незнакомому человеку, чтобы тот быстренько научил его читать и считать, то польза от посещения «развивалки», безусловно, будет.

- В центрах для детей и родителей могут проводиться занятия не только для малышей, но и для мам и пап. Вопросов у молодых родителей немало. И сейчас несложно найти школы для будущих и уже состоявшихся родителей. О чем рассказывают на подобных курсах?

- Занятия в таких школах проводятся в основном в форме интерактивных семинаров-тренингов. Это очень полезная и интересная форма проведения, не всегда родителям просто интересно сидеть и слушать, им интересно участвовать и полезно обращаться к своему опыту. В нашей «Школе осознанного родительства» занятия ведет кандидат психологических наук, человек с большим педагогическим опытом, и родители очень любят слушать её, но она постоянно заставляет их обращаться к своему опыту. По её мнению, не столь важно то, что мы говорим, важнее, что мы чувствуем. Когда мы осознаем, что чувствуем мы, мы начинаем лучше понимать своего ребенка. Многие теоретические знания можно получить и в интернете, но, сами понимаете, в сети очень много информации непроверенной, и даже попросту вредной - никто не несет ответственности за абсолютное большинство сайтов, а уж тем более статей в социальных сетях. Брак воспитания переделать невозможно! В родительских школах мамы и папы могут получить ответы на свои вопросы непосредственно от специалиста. Психолог или педагог в родительской школе выслушает вас и даст советы именно вашему малышу. Нельзя же всех детей, как говорится, «под одну гребенку». Главная родительская ошибка - реализация собственных амбиций в своем ребенке. При этом не думаем ни о том, чего хочет ребенок, ни о том, к чему у него есть способности.

Вторая ошибка - слепое следование моде. И третий момент, хотя ошибкой назвать это сложно - когда родители отдают малыша в развивающий центр просто для того, чтобы освободить себя на какое-то время. Конечно, мамам и папам нужно свободное время, но иногда это приводит к тому, что ребенка отдают в первую попавшуюся школу, особо не задумываясь о том, чему и как там учат малышей, подходит ли их малышу именно эта форма занятий, тот педагог, который с ним занимается.
- Легко ли родителям признать свои ошибки? Бывает ли сопротивление со стороны родителей, когда психолог указывает им на какие-то проблемы?

- Конечно. Родители легко соглашаются с психологом лишь тогда, когда они сами уже наполовину осознали свои проблемы. Каждой маме кажется, что она лучше всех знает, что нужно её ребенку. И в большинстве случаев она права! Но хорошо, если при этом мама позволит специалисту подсказать, как себя вести, чтобы ребенок получил то, что ему нужно. Став мамой, мы не становимся вдруг профессионалами в области воспитания.

- Приходят ли на такие занятия отцы?

- У нас в обществе стереотипное мнение, что ребенок - это мама. Так происходит в силу того, что с малышами, как правило, сидят мамы, и у них просто больше времени на посещение подобных семинаров, тренингов, курсов... Но даже сейчас есть семьи, где в силу различных обстоятельств ребенком больше занимается папа. Роль отца очень велика. Мужское воспитание способствует формированию самостоятельности, уверенности в себе. Отец не так опекает ребенка, как мама, он позволяет ребенку развиваться и учиться самому. Хотя случалось наблюдать и обратное. Если малыш рождается, когда папа уже в возрасте, в 35-40 и больше лет, могут быть и «перекосы», включается тотальный контроль за всеми сферами жизни ребенка.

- Отличаются ли в школьном возрасте дети, которые занимались до школы в развивающих центрах, от тех, кто не посещал таких занятий, но с которыми мамы, бабушки занимались самостоятельно?

- Если вы выбрали правильный центр, где малыша заинтересовали, поддержали его природное любопытство, помогли развить его способности - то ребенок будет отличаться от одноклассников. Если же в развивающем центра ребенка просто напичкали знаниями, превратили его голову в «копилку», то примерно за первое полугодие он эту «копилочку» использует - и всё, дальше он оказывается в равных, а то и худших, условиях, ведь его не научили самостоятельно работать, получать знания. Не столь важно, ходил малыш в «развивалку» или нет. Важно, чтобы он рос в такой среде, где с ним занимались соответственно возрасту, чтобы ему позволяли заниматься тем, что ему нужно в каждом возрастном периоде.

Статья предоставлена Анной Перевезенцевой, ведущей радиоклуба «Растём вместе» на радио «Образ»


Полную версию программы можно послушать по ссылке http://obraz.nne.ru/podcast.php?id=399

  • Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!
    Как защитить ребёнка от комаров? Отвечает эксперт!

    Весна в этом году выдалась затяжная и пасмурная, да и наступивший июнь редко балует нас и наших малышей солнечными деньками. Но вместе с тем природу всё равно не победить! Коварные комарики уже звенят над ухом во время прогулок, а  значит нужно грамотно защищаться от них! Подойдет ли одно...

  • Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни
    Вкус лета: лакомства, которые стоит попробовать в теплые дни

    Лето – удивительное время года, когда особенно хочется наслаждаться жизнью и баловать себя новыми вкусами. С ним ассоциируются не только солнце, цветы и семейный отдых, но и освежающие лакомства, спасающие от жары. Чтобы создать летнее настроение, которому не помешает даже непредсказуемая погода,...

  • Учимся, играя: песок и вода
    Учимся, играя: песок и вода

    Лето – чудесная пора для детей всех возрастов, а также и для их заботливых родителей. Меньше капризов вокруг сборов на прогулку, долгих одеваний, вытаскивания громоздких снегокатов и санок. Достаточно просто сунуть ноги в сандалии – и мы уже на свободе! И если зимой мы копали снег и строили крепости,...

  • Акклиматизация – что это такое?
    Акклиматизация – что это такое?

    Собираясь с ребенком на отдых, трудно предусмотреть всё. Казалось бы, вещи собраны, аптечка готова, документы в порядке. Однако есть одна проблема, о которой нельзя забывать, - это процесс акклиматизации.  Что такое акклиматизация? Акклиматизация – это как процесс приспособления организма...

  • Детское время: знакомим ребенка с понятием времени
    Детское время: знакомим ребенка с понятием времени

    Время «уходит», «убегает» и «течет». Оно «останавливается», «теряется» или его просто «нет». Его даже можно «убить». Каждый по несколько раз в день оперирует этими словами по отношению к такой неуловимой и дефицитной в нашем взрослом мире категории как время. Что же за образ этого неуловимого времени,...

Возврат к списку

Яндекс.Метрика