Мы в соцсетях:

 
Войти | Регистрация
или войти через
Турнир по картингу

Подпишись на рассылку


Видеожурнал

О музыке, о времени, о жизни…

 

На страницах журнала «Вы и Ваш ребенок» мы не раз говорили о классической музыке и музыкантах, о том, какое влияние искусство вообще и музыкальное искусство в частности оказывает на развитие ребенка.  Продолжая эту тему, мы встретились с музыкальным руководителем Муниципального камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» Владимиром Плаксиным, чтобы поговорить...

 

 

...о культуре...

 

 

Ценности, которые ставятся во главу угла, в последнее время поменялись. С одной стороны, нет ничего плохого, что люди хотят и пытаются жить достойно, с другой – все сводится исключительно к материальным благам, что не может не сказываться на культуре. Это особенно видно по резкому снижению интереса к высшему музыкальному образованию. Хотя, если рассудить, огромное количество классических музыкантов, возможно, и не нужно: к примеру, фортепианных оркестров же не существует...

 

В то же время хочется заметить, что за рубежом к музыке очень трепетное, внимательное отношение. Не получая качественного в нашем понимании музыкального образования – там музыкальная школа, это, скорее, кружок, – люди с удовольствием занимаются музыкой как хобби, музицируют дома, участвуют в многочисленных любительских оркестрах: практически при каждом университете (не музыкальном!) есть свой... Европа в отношении музыки гораздо более продвинута, чем наша страна.

 

Под Рождество я гостил в Германии у друзей. В этой семье каждый на любительском уровне владеет каким-либо инструментом: фортепиано, виолончелью, скрипкой, аккордеоном – и на семейные праздники все непременно играют и поют. Я даже позавидовал – это так объединяет. Кстати говоря, на свадьбы музыкантов тоже не приглашают – прекрасно обходятся своими силами.

Что характерно, обучая ребенка музыке, перед ним вовсе не ставят цель стать профессиональным музыкантом. Даже наоборот: я оказался свидетелем, как желание одного из членов семьи – многообещающей молодой скрипачки, лауреата конкурса – пойти по музыкальной стезе не вызвало одобрения родителей. Был  собран семейный совет, на котором звучали настойчивые рекомендации пойти вместо музыки в куда более хлебную медицину.

 

Впрочем, профессия – тема отдельного разговора. Что касается общего развития, то музыка в Европе считается обязательной, необходимой составляющей образования. Хотелось бы, чтобы так было и в нашей стране.

 

 

 

...об учителях и учебе...

 

 

Это очень деликатный и принципиально важный момент: от того, к кому попадет ребенок, зависит не только его дальнейшее желание заниматься,но иотношение к музыке вообще. Стоит сразу решать этот вопрос очень ответственно, чтобы потом не менять педагога: это и стресс для ребенка, и удар для учителя – сколько бывает обид... Но даже если педагог будет самый замечательный, гарантии стопроцентного успеха нет: дети все разные, взрослые – тоже, и обязательным условием успешного обучения является взаимопонимание. И не только между учеником и учителем, но также между ребенком и инструментом. Известно много случаев, когда известные впоследствии музыканты меняли свою инструментальную специализацию, потому что «не шло».

 

Многие дети, начиная учиться музыке, проходят через этап, когда первичное желание «поиграть» на скрипке или рояле уходит, а осознанного стремления чего-то добиться еще не сформировалось. Часто музыкальную школу бросают именно в этот отрезок времени. Как вести себя родителям в подобной ситуации – сложно сказать. Наверное, единого рецепта нет. Когда мы с друзьями–музыкантами вспоминаем, у кого как начиналось, истории рассказываются самые разные. Кто–то с увлечением занимался сам, других заставляли заниматься родители – «вели», не жалея себя. И в итоге все окупилось, и они состоялись – стали прекрасными музыкантами, профессионалами, лауреатами конкурсов.

 

 

...о первых шагах...

 

 

Конечно же, определяющий момент – музыкальная одаренность, интуитивная тяга заниматься музыкой. Мое убеждение: если ребенок выразил желание учиться, его стоит, даже нет – его необходимо отвести в музыкальную школу. Сразу хочу подчеркнуть – не в студию в ближайшем доме культуры, а именно в школу, потому что нередко родительская позиция «давайте сначала попробуем» приводит к тому, что, когда, «попробовав», решают заниматься «всерьез» и переводят ребенка в школу «настоящую», он уже не готов к серьезным занятиям.

 

Я прекрасно помню, как это случилось у меня: как-то гуляя около дома, я заглянул в огромные, в целую стену, окна прокатного пункта, где, помимо собственно проката, размещался любительский кружок фортепиано. Там как раз шел урок, и я был совершенно заворожен видом занимающегося с педагогом ребенка – настолько, что я попросил маму меня записать. Меня прослушали и взяли. Пусть дома у нас не было фортепиано – только расчерченная досочка, я все равно был счастлив и занимался с удовольствием и желанием. В отличие от первых шагов в музыкальной школе, куда меня взяли только на скрипку.  Испугавшись огромного количества детей и взрослых на прослушивании, я неудачно спел, неточно прохлопал нужный ритм... В итоге мне поставили «4» и  тем самым закрыли дорогу к фортепиано, что меня очень огорчило. К счастью, позже в моей жизни появился педагог, благодаря которому я избавился от этого детского негативизма.

 

 

...о мотивации...

 

 

Сейчас существует огромное количество интересных конкурсов, фестивалей и проектов, где юные музыканты могут попробовать себя в «настоящем формате». Скажем, наш оркестр «Солисты Нижнего Новгорода « проводит «Юношеские ассамблеи», впервые появившиеся еще в то время, когда руководителем была София Наумовна Пропищан.

 

С 2004 года в рамках этого фестиваля дети получили шанс не просто сыграть с настоящим оркестром, но и выступить на настоящей сцене – в Большом зале Нижегородской консерватории, лучшем зале города, обладающим удивительной атмосферой. Играть в там – потрясающий стимул, незабываемые впечатления. Еще когда я учился в музыкальной школе №8, наш преподаватель по оркестру Маргарита Александровна Саморукова устраивала ежегодные выступления школьного оркестра в консерватории. Разумеется, прежде чем выступать, нужно было репетировать, причем в самое неудобное время – в воскресенье с утра. И уже накануне я начинал испытывать какой-то подъем – неважно, что завтра выходной, и все будут спать, а мне придется идти с инструментом и заниматься: «Завтра я буду играть в Консерватории!»...

Я считаю, что возможность выступить на настоящей сцене, с оркестром – это великолепная мотивация для ребенка, и в нашем проекте участвуют учащиеся музыкальных школ Нижнего Новгорода и Дзержинска – струнники, пианисты, духовики, вокалисты... С каждым годом желающих участвовать все больше, и мы идет навстречу: дети очень стараются, готовятся, и отсеивать их, отбирая лучших,  жалко, хотя, что поделать – приходится.

 

 

...о профессии...

 

 

Если случится так, что желание учиться встретится с безусловной музыкальной одаренностью, и человек захочет учиться дальше, то его ждут музыкальное училище, консерватория и огромный труд. Музыка, как, впрочем, и любая другая профессия, – это в первую очередь труд, а еще – удача, потому что найти свое место в России становится все сложней, тогда как за рубежом, как мне кажется, спрос на классическую музыку только возрастает. Конечно, и в России есть прекрасные оркестры и исполнители, но если соотнести это с размером нашей страны, то становится совершенно очевидно, что с Европой это просто несопоставимо.


Часто наши музыканты, получив образование здесь, в России, уезжают работать за границу. Начался этот процесс с открытием «железного занавеса», когда очень многие уехали в Восточную Европу и Израиль, продолжается он и по сей день.

 

 

...об искусстве...

 

 

Музыка – очень особая сфера, которая требует полной самоотдачи и ранней специализации: человек может стать хирургом в 20 лет, но вот всерьез думать о музыке в это время уже поздно.

Впрочем, становиться профессиональным музыкантом вовсе не обязательно, музыкальное образование, в первую очередь, нужно «для себя», чтобы ребенок развивался не в русле «умц-умц», которое обрушивается со всех сторон, а в сторону настоящей музыки. Сначала она кажется непростой для восприятия, зато потом...

 

Со мной это как–то случилось во время работы над концертом Прокофьева – сложнейшей музыки, в том числе и для разбора. Но вот наступает момент, когда ты выгрываешься, вслушиваешься, начинаешь чувствовать и понимать эту красоту, эту гениальность. Но чтобы понимать, надо заниматься, учить музыкальный язык – непростой язык, и именно поэтому классическую музыку не пнул только ленивый: человеку свойственно отвергать все, что он не знает.


Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал культурным, адекватным человеком, который способен вписаться в европейскую, мировую культурную среду, – сделайте первый шаг и отдайте его в музыкальную школу.

 

 

Наблюдение…

 

 

Что же ждет нас в ближайшем будущем? Кто сменит в концертном зале поколение, воспитанное в советские времена, когда музыкальное образование было частью государственной образовательной политики? Неужели мы будем растить музыкантов «на экспорт», сами довольствуясь пресловутыми «тремя аккордами»?

 

Очень бы не хотелось, чтобы подобное произошло. И, как обычно, все зависит только от нас – а значит, и от Вас, от Вашего желания помочь своему ребенку стать культурным, образованным человеком, познать красоту музыки и гармонию мира.

 

 

Анастасия Старынина


  • Рецепты правильного питания: творожная запеканка
    Рецепты правильного питания: творожная запеканка

    Продолжаем нашу рубрику «Рецепты правильного питания», и сегодня у нас очень вкусная творожная запеканка. С этим рецептом любая мамуська приятно проведет время на кухне, а затем за чаепитием. Готовить такую запеканку одно удовольствие – быстро и просто! Продукты доступны, а сочетание...

  • Рецепты правильного питания: Mug Cake

    Сегодня в нашей рубрике «Рецепты правильного питания»  вас ждёт Mug Cake, который вы приготовите в обычной кружке!  Вам понадобятся: - овсяные хлопья – 3 ст.л. - кокосовая мука – 1 ст.л. - натуральный какао – 1ст.л. - стевия по вкусу  - разрыхлитель...

  • «Crazy-солнышко» своими руками: пошаговый мастер-класс

    Всем привет. Я – Ирина, мама сына (5 лет) и дочурки (8 месяцев). Я просто обожаю мастерить для моих деток различные развивашки и пособия. В магазинах сейчас просто огромный выбор всяких игрушек, но я давно заметила, что игрушками ручной работы мои детки играют куда охотнее! Сейчас в интернете...

  • Ребенок в самолете: инструкция для мамы
    Ребенок в самолете: инструкция для мамы

    В длительных путешествиях с ребенком  обычно больше всего пугает родителей перелёт: что взять в самолет ребенку? Как занять кроху? Что делать, если он будет плакать? Современные авиакомпании достаточно заботливо относятся к пассажирам с маленькими детьми и вас избавят от многих лишних...

  • Рецепты правильного питания: имбирный корж
    Рецепты правильного питания: имбирный корж

    Наши рецепты правильного питания содержат только натуральные ингредиенты с низким гликемическим индексом. Все предлагаемые нами рецепты - без сахара, пшеницы и жирных молочных продуктов. Вчера мы с вами готовили гречневое печенье, а сегодня нас ждёт имбирный корж! ...

Возврат к списку

Яндекс.Метрика