Подвижные игры для детей: попрыгать, побегать, поиграть…
10-08-2011 12:31Лето – лучшее время для уличных игр. Родители стараются как можно больше времени проводить с малышом на улице: во дворе, в деревне, в парке, на пляже. А ребёнок получает возможность бегать, кричать, кидаться камушками и шишками, пачкаться в песке и топать по лужам. Кстати, все эти детские радости играют неоценимую роль в развитии ребёнка. О том, почему активные игры так важны для детей и чем лучше занять ребёнка на свежем воздухе, мы поговорили с педагогом по гимнастике Еленой Масловой.
Жизнь – игра
Родители порой недооценивают важность движения для детей, особенно для малышей до трёх лет. А ведь ребёнок раннего возраста 90 % информации об окружающем мире воспринимает через движение. Ему необходимо полноценно изучать мир – через зрение, слух, тактильные ощущения. Поэтому чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее происходит его интеллектуальное развитие.
– Многие родители с младенчества начинают заниматься с детьми: вешают в детской изображения букв, цифр, но часто не задумываются, что время до трёх лет отпущено нашим детям, чтобы развить органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, – объясняет Елена Маслова. – Нужно, прежде всего, научить ребёнка видеть, слышать, ощущать. И если мы не даём малышу возможность достаточно двигаться, ползать, лазать, бегать, прыгать, ходить босиком, играть с различными материалами и предметами, то мы его словно обкрадываем. Если у ребёнка будут развиты органы чувств и движение, то есть сенсомоторика – то это будет хорошим фундаментом для развития высших психических функций.
Взаимодействуя с разнообразными предметами, ребенок развивает мелкую моторику и чувства осязания. Можно играть с предметами различной величины, формы и текстуры, а также включать в игры пальчиковую гимнастику. Когда малыш бегает босиком по различным поверхностям: камешкам, траве, песку – происходит развитие тактильной чувствительности стоп.
В игре начинается социализация ребёнка. Ему приходится учиться договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением других, при этом, умея отстаивать и свою позицию. И в такие моменты происходит активное развитие психических процессов, таких как внимание, память, воображение, наблюдательность.
И, конечно, в движении дети сбрасывают стресс, который накапливается от избытка полученной информации.
Как слышно? Как видно?
Огромную роль в развитии ребенка играет слуховое восприятие. При помощи слуха ребенок начинает воспринимать речь взрослых, и у него формируется собственная активная речь. При этом интересно, что развитие речи у детей чрезвычайно облегчается, если у них тренируются движения пальцев рук – этому как раз способствуют самые разнообразные пальчиковые игры.
Для развития слухового восприятия можно совмещать подвижные игры с детскими стишками, а также использовать различные звуковые сигналы: хлопки, колокольчик, барабан, свисток. Например, пока звенит колокольчик, малыш бегает, а если колокольчик замолкает – останавливается. Чем разнообразнее будут слуховые сигналы, тем лучше разовьется слуховой анализатор.
Во время игр происходит развитие зрения – ребёнок перемещается в пространстве, следит глазами за мячом, окружающим миром – и учится узнавать и находить предметы вокруг себя по зрительному образу.
Нельзя забывать и про вестибулярный аппарат, который необходим для сохранения равновесия при движении и в покое, а так же отвечает за формирование правильной осанки. Для развития вестибулярного аппарата предлагайте детям игры, в которых нужно пройти по брёвнышку, палочке, встать на кочку или замереть на одной ноге или закрыть глаза.
Дети в движении
Увлечь ребёнка какой-то подвижной деятельностью можно везде – и дома, и на улице, и на пляже, и в лесу… Можно не просто идти по лесу, а потянуться к солнышку, пройти как петушок, высоко поднимая ноги, или попрыгать, как зайка. Можно перешагнуть через палочку, побросать шишки, обежать лужу наперегонки – да мало ли чего… Главное, что каждая игра, каждая ваша придумка будет развивать в той или иной мере все органы чувств.
Например, мяч – идеальный предмет для бесконечного числа игр. Его можно бросить вдаль или в руки к маме, прокатить под скамейкой, побегать наперегонки. Это развивает и ловкость, и глазомер, и даёт ребёнку представление о том, что мяч круглый, упругий, маленький или большой, гладкий или шершавый, красный или синий, а так же мяч может прыгать, катиться и даже прятаться.
Используя разнообразные образы животных, предметов, растений, мы развиваем воображение и творческие способности малыша. Ребёнку можно предложить поползать как кошечка, попрыгать как мячик, полетать как самолёт.
В подвижных играх, таких как, догонялки или прятки, происходит развитие пространственных представлений – вправо, влево, вперёд, назад, далеко, близко.
Перешагивая, переползая и перепрыгивая кочки, камни, бревна, ребенок тренирует опорно-двигательный аппарат, укрепляет мышечный корсет, формирует правильную осанку. При этом развиваются сердечнососудистая, дыхательная, эндокринная системы организма, улучшается работа всех внутренних органов. И сам малыш становится более сильным, ловким, быстрым, выносливым, гибким.
По дорожке прямиком ходят ножки босиком…
В наших краях лето – единственная возможность походить босыми ногами по земле. А это очень полезно, с какой стороны не посмотри. При ходьбе босиком происходит раздражение биологически активных зон стопы, что способствует улучшению работы всех внутренних органов, а также формированию свода стопы и осанки. Полезно ходить по камешкам, травке, песку. При этом важно, чтобы сначала малыш испытал приятные ощущения. Не стоит сразу экспериментировать с камешками, лучше начать с тёплого песочка.
Вообще, песок и вода – два важных фактора в развитии восприятия. Детям очень нравится возиться с песком и плескаться в воде. При этом воздействие идёт не только на ладошки и пятки, но и на всё тело. Это оказывает закаливающее воздействие, а, значит, в будущем ребёнок будет больше защищён от простудных заболеваний. Поэтому пляж – оптимальное место для развивающих игр. Устраиваем эстафету босиком среди песчаных холмиков, а потом бегаем по кромке воды. Или строим дом на песке, а на воде играем в большие корабли. Не забудем и про весёлый звонкий мяч.
Конечно, завлекать на все спортивные подвиги малыша лучше всего маме и папе. Ведь близким людям легче всего заинтересовать, объяснить и увлечь своим примером. А если маме не интересно играть – то и ребёнку эта игра будет не интересна. Малыш никогда не захочет ходить босыми пятками по колючей траве, если мама ходит в тапочках и страшно охает, случайно коснувшись тропинки ногой. Так что все игры должны быть совместными и сопровождаться положительными эмоциями. Не забывайте хвалить и поощрять своего малыша.
И хорошо, если двигательная активность станет ежедневным спутником ребенка. А это в первую очередь, зависит от нас, родителей. Главное, понимать, что элементарные для взрослых перекидывание мячика или игра в «прятки» для малыша – крупный вклад в сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. Таких игр никогда не может быть слишком много.
Марина Зинина
Поделиться: |